Ажур Аудит - персональный аудит
27 апреля 2024г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"
156 636 026 , 21 руб.

Наши клиенты о нашей работе
Виктория
С Ириной Генриевной работали над предоставлением отчетности по движени Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
19.04.2024
НДФЛ на невыплаченные дивиденды Подробнее
09.04.2024
Разъяснения о дарении квартиры между родственниками, способы оптимизации Подробнее
Архив новостей

15.03.2024

НДФЛ пенсионеров при получении выплат

Какие пенсии и другие денежные выплаты, получаемые пенсионерами, будут облагаться НДФЛ в 2024 году? По общему правилу все доходы, которые получают граждане, облагаются НДФЛ. А освобождаются от налога лишь те доходы, которые прямо указаны в законе (ст. 217 НК). Есть ли какие-то льготы?

Пенсионеров не всегда минует обязанность заплатить налог с начисляемых им выплат. В наиболее распространенных случаях пенсионеры в 2024 году получат выплаты за минусом НДФЛ.

НДФЛ и негосударственная пенсия
Закон освобождает от налогообложения только те пенсии, которые выплачиваются государственными органами и учреждениями на основании федеральных и региональных законов (п. 2 ст. 217 НК).

Поэтому с сумм негосударственных пенсий (которые назначаются НПФ) удерживается НДФЛ — но только в тех случаях, когда сам получатель пенсии не отчислял взносы в НПФ (т. е. его пенсию финансировали другие лица: работодатель, иные организации или физические лица, за исключением членов семьи — ст. 213.1 НК).

Налог должен удерживать НПФ, поэтому гражданин получает пенсию уже за вычетом 13% (письмо Минфина от 8 мая 2018 г. № 03-04-05/30927; письмо ФНС от 12 июля 2021 г. № БС-19-11/259@).

Пенсия от другого государства и НДФЛ
Поскольку НК в число освобожденных от налога пенсий включает только те, что назначаются по российским законам, иностранные пенсии автоматически входят в число налогооблагаемых доходов.

И только отдельное международное соглашение между Россией и соответствующим государством может изменить эту ситуацию.

Так, Минфин уже высказался по поводу того, что резиденты РФ должны платить НДФЛ с пенсий, которые получают от Эстонской Республики, пока не вступит в силу Конвенция об избежании двойного налогообложения между нашими странами (письмо Минфина от 24 января 2017 г. № 03-04-05/3266).

Социальная помощь и НДФЛ
Когда социальную помощь выплачивают чаще одного раза в год
В числе освобожденных от НДФЛ закон предусматривает только суммы единовременных выплат (в т.ч. в виде материальной помощи).

Поэтому все адресные социальные выплаты, перечисляемые пенсионеру как матпомощь в тяжелой жизненной ситуации, облагаются НДФЛ, если они предоставляются более одного раза за календарный год (письмо ФНС от 18 августа 2011 г. № АС-4-3/13508@).

НДФЛ на доплаты бывшего работодателя
Крупные организации нередко предусматривают для своих работников, вышедших на пенсию, дополнительные выплаты — и они также подлежат налогообложению.

Единственно, что суммы материальной помощи, которые выплачиваются бывшим работникам-пенсионерам, подпадают под льготу в виде освобождения от НДФЛ до 4 000 рублей в год (п. 28 ст. 217 НК).

Поэтому вычтут 13% только с той суммы, которая превышает эту величину.
Следует отметить, что во всех перечисленных случаях пенсионер имеет право получить налоговые вычеты по всем основаниям, предусмотренным законом (за лечение, обучение и пр.), даже если он не трудоустроен — поскольку за него отчисляется НДФЛ в бюджет.








Министерство финансов Российской Федерации 

Письмо № 03-04-05/30927 от 08.05.2018


Вопрос: Об НДФЛ с пенсии, выплачиваемой НПФ.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем наряду с системой государственных пенсий в Российской Федерации существует система негосударственного пенсионного обеспечения. Отношения между субъектами данной системы регулируются договором негосударственного пенсионного обеспечения. Данный договор, на основании статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

При этом пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению являются дополнительными по отношению к государственным пенсиям.

Исходя из положений указанной статьи Кодекса налогообложение негосударственных пенсий зависит от условий договора негосударственного пенсионного обеспечения.

Налогообложение сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются организациями и иными работодателями в пользу других лиц с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами (пункт 2 статьи 213.1 Кодекса), то есть в случаях, когда сами физические лица соответствующие договоры не заключают и в их финансировании не участвуют (страховые взносы уплачивает организация).

Федеральным законом от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) пункт 1 статьи 213.1 Кодекса дополнен абзацем пятым, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 231.1 Кодекса, введенного Федеральным законом N 166-ФЗ, предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 Кодекса.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов изменение порядка налогообложения сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, не предусмотрено.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
08.05.2018






Федеральная налоговая служба 

Письмо № БС-19-11/259@ от 12.07.2021



Вопрос: Об НДФЛ с доходов в виде пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела поступившее письмом интернет-обращение от 14.06.2021 о порядке уплаты налога на доходы физических лиц с доходов в виде пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, и сообщает следующее.

Порядок обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) доходов, полученных физическими лицами, установлен положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы НДФЛ возложена на налоговых агентов (российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

На основании пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета в установленный срок документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу.

Следует также отметить, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению и установленных статьей 217 Кодекса, предусматривает освобождение от обложения НДФЛ пенсий по государственному пенсионному обеспечению, страховых пенсий, фиксированных выплат к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительных пенсий, назначаемых в порядке, установленном действующим законодательством, социальных доплат к пенсиям, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 217 Кодекса).

При этом доходы в виде пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, облагаются НДФЛ в установленном порядке.

Согласно информационным ресурсам налоговых органов налоговым агентом в отношении Вас представлены сведения о выплате Вам в 2020 году дохода по коду 1240 «Суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами, а также суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими негосударственными фондами в пользу других лиц». Таким образом, сумма НДФЛ с указанных доходов исчислена и удержана налоговым агентом правомерно.



Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК


Министерство финансов Российской Федерации 

Письмо № 03-04-05/3266 от 24.01.2017

Об НДФЛ в отношении трудовой пенсии, выплачиваемой гражданам РФ в Эстонии

Вопрос: Об НДФЛ в отношении трудовой пенсии, выплачиваемой гражданам РФ в Эстонии.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу удержания налога с физических лиц с сумм трудовой пенсии, выплачиваемой гражданам Российской Федерации в Эстонской Республике, и сообщает следующее.

Порядок налогообложения пенсий, выплачиваемых резидентам Российской Федерации и Эстонской Республики, должен быть урегулирован Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Конвенция), подписанной 5 мая 2002 года.

Согласно пункту 2 статьи 18 Конвенции пенсии и другое подобное вознаграждение, выплачиваемые резиденту одного Договаривающегося Государства другим Договаривающимся государством или его политическим подразделением, или местным органом власти, или из фондов, созданных в нем, подлежат налогообложению только в этом другом государстве.

Таким образом, после вступления Конвенции в силу трудовая пенсия, выплачиваемая Российской Федерацией, не будет подлежать налогообложению в Республике Эстония.

Одновременно сообщаем, что указанная Конвенция вступает в силу после выполнения внутренних процедур, необходимых в соответствии с действующим законодательством Договаривающихся государств для ее вступления в силу. До настоящего времени Конвенция не была ратифицирована.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
24.01.2017







Федеральная налоговая служба 

Письмо № АС-4-3/13508@ от 18.08.2011


О налогообложении НДФЛ сумм единовременных выплат (материальной помощи), выплачиваемых физлицам в соответствии с Положением о порядке оказания материальной помощи в виде денежных средств гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации, а также пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение и другие чрезвычайные обстоятельства), утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 21.04.2011 N

Вопрос: О налогообложении НДФЛ сумм единовременных выплат (материальной помощи), выплачиваемых физлицам в соответствии с Положением о порядке оказания материальной помощи в виде денежных средств гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации, а также пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение и другие чрезвычайные обстоятельства), утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 21.04.2011 N 371.

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременных выплат (материальной помощи), выплачиваемых гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации и пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о порядке оказания материальной помощи в виде денежных средств гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации, а также пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение и другие чрезвычайные обстоятельства), утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 21.04.2011 N 371 (далее - Положение, утвержденное Постановлением администрации Брянской области от 21.04.2011 N 371), условиями оказания материальной помощи гражданам могут быть:

трудная жизненная ситуация, в которой оказались заявитель и (или) члены его семьи;

финансовые затраты, понесенные заявителем и (или) членами его семьи, в результате трудной жизненной ситуации или чрезвычайного обстоятельства, значительно превышающие уровень среднедушевого дохода семьи заявителя;

чрезвычайное обстоятельство (пожар, наводнение и другие чрезвычайные ситуации), повлекшее уничтожение и (или) повреждение имущества.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст. 217 Кодекса.

На основании абз. 2 и 5 п. 8 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых:

налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, независимо от источника выплаты;

налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

В целях применения абз. 2 п. 8 ст. 217 Кодекса необходимо подтвердить факт наличия чрезвычайного обстоятельства, в результате которого причинен материальный ущерб или вред здоровью.

Под понятие "единовременная материальная помощь" подпадает такая материальная помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному основанию. При этом налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 Кодекса).

Учитывая изложенное, суммы единовременных выплат (материальной помощи), выплачиваемые в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 21.04.2011 N 371, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств, на основании абз. 2 п. 8 ст. 217 Кодекса, могут быть расценены как не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц.

Кроме того, согласно абз. 5 п. 8 ст. 217 Кодекса суммы единовременных выплат (материальной помощи), выплачиваемые в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 21.04.2011 N 371, физическим лицам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не облагаются налогом на доходы физических лиц.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО
18.08.2011



Смотреть все новости