05.02.2020
Об определении налогового статуса физлица в целях НДФЛНалоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени его нахождения в РФ.
При определении налогового статуса учитывается 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физлицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физлицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физлицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.
Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по его итогам.
Таким образом, если по итогам налогового периода число дней пребывания физлица в РФ в данном налоговом периоде не превысит 183 дня, такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом РФ в данном налоговом периоде и суммы НДФЛ, удержанного с его доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.
Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-04-05/3343 от 22.01.2020
Вопрос: Об определении налогового статуса физлица в целях НДФЛ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 09.12.2019 и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.
При определении налогового статуса физического лица учитывается 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по его итогам.
Таким образом, если по итогам налогового периода число дней пребывания физического лица в Российской Федерации в данном налоговом периоде не превысит 183 дня, такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации в данном налоговом периоде и суммы налога на доходы физических лиц, удержанного с его доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке в размере 30 процентов.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН