31.03.2025
Статус налогового нерезидента - автоматическое определениеНалоговики с декабря 2025 года будут автоматически собирать сведения о пересечениях границ физлицами, чтобы эффективнее определять их налоговое резидентство. Бухгалтеры и работодатели должны перестроить уже сейчас свою работу, чтобы избежать доначислений и проблем с ФНС. Об этом подробней в статье.
ФНС запланировала внедрение в 2025 году автоматизированной системы для присвоения физическим лицам налогового резидентства — на основе данных о загранпаспортах и пересечении границы. Сейчас статус определяют по штампам в паспортах.
Для этого до декабря 2025 года ФНС планирует «реализацию в АИС «Налог-3» автоматизированной системы определения (расчета) у физических лиц статуса резидента РФ и ввод ее в промышленную эксплуатацию». Для налоговиков возможность автоматизированного определения статуса налогового резидентства — это еще одна возможность дополнительного контроля поступлений НДФЛ в бюджет.
Налоговыми резидентами России признаются физические лица, фактически находящиеся в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, независимо от наличия гражданства или вида на жительство. От налогового резидентства зависит ставка по НДФЛ. Нерезиденты платят до 30% налога. От ставки 30% НДФЛ можно уйти, если физическое лицо работает дистанционно. В этом случае с 2024 года, даже у нерезидентов, работающих за рубежом, ставка НДФЛ — 13(22)%.
Вот пример одного из первых публичных дел, где налоговая использует автообмен финансовой информацией для доначисления налогов, где ФНС получила из Андорры информацию, что человек получил за 2018-2019 годы доходы за рубежом. А вот налоги в РФ он не заплатил.
Одно из первых публичных судебных дел, где налоговая использует данные из автоматического обмена финансовой информацией, чтобы оштрафовать человека.
Речь идет про дело № А40-96642/2024.
Налоговая получила из Андорры информацию, что человек получил за 2018-2019 годы доходы за рубежом. Налоговая получила информацию через автообмен. Речь шла про Creand Crеdit Andorrа. При этом человек не подавал налоговую декларацию по НДФЛ и не платил НДФЛ.
Речь идет про такие доходы:
доходы по операциям с ценными бумагами;
дивиденды по ценным бумагам;
проценты по ценным бумагам.
Налоговая провела выездную налоговую проверку за 2018-2019 годы и попросила заплатить:
НДФЛ за 2018 год — 3 394 885 рублей.
НДФЛ за 2019 год — 929 196 рублей.
Штраф за неуплату НДФЛ за 2019 год — 92 919 рублей.
Штраф за неподачу налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год — 139 379 рублей.
Человек не спорил с фактом получения доходов и не оспаривал величину доходов, но человека не устроило то, как налоговая рассчитала сам НДФЛ. Именно такой расчет и занимает большую часть дела.
Вот хронология дела:
Налоговая проводит выездную налоговую проверку.
В марте 2023 года появляется решение по проверке.
Человек оспорил решение налоговой в Управление ФНС России по Москве.
В июне 2023 года Управление поддержало налоговую инспекцию.
Человек обратился в Басманный районный суд.
В марте 2024 года дело передали в Арбитражный суд Москвы.
В июле 2024 года Арбитражный суд Москвы согласился с позицией налоговой.
Человек обжаловал решение суда.
В ноябре 2024 года Девятый арбитражный апелляционный суд тоже согласился с позицией налоговой.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115225, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Москва Дело № А40-96642/24-108-716 31 июля 2024 года
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2024 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Суставовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Красильниковой Вероники Ивановны
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по г. Москве (ИНН 7713034630;
ОГРН 1047713058238; дата присвоения ОГРН 23.12.2004; адрес: 105064, г. Москва,
ул. Земляной вал,9)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (ИНН
7710474590; ОГРН 1047710091758; дата регистрации 27.12.2004; адрес: 125284, город
Москва, Хорошёвское шоссе, д. 12А)
о признании недействительным решения от 31.03.2023 № 12-18/1196 о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части
налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 3 394 885 руб., налога на
доходы физических лиц за 2019 год в размере 929 196 руб., штрафа за неуплату налога
за 2019 год в размере 92 919 руб., штрафа за непредставление налоговой декларации
за 2019 год в размере 139 379 руб. 50 коп.,
при участии в заседании:
от заявителя: Лукин С.В. по дов. от 14.09.2022 № 50АБ7367625, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица: Грекова С.П. по дов. от 02.05.2024 № 05-16/08460,
Абрамова Т.Г. по дов. 08.09.2023 № 05-16/18480, Щербинин Д.А., дов. от 14.11.2023
№ 05-16/22575, Беджанян М.А. по дов. 04.03.2024;
от третьего лица: Беджанян М.А. по дов. 09.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
Красильникова Вероника Ивановна (далее – Заявитель, Красильникова В.И.)
обратилась в Басманный районный суд г. Москвы с административным исковым
заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по г. Москве (далее -
Инспекция, Заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании решения
Инспекции от 31.03.2023 № 12-18/1196 недействительным в части доначисления
налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 3 394 885 руб., налога на
доходы физических лиц за 2019год в размере 929 196 руб., штрафа за неуплату налога
за 2019 год в размере 92 919,50 руб., штрафа за непредставление налоговой
декларации за 2019 год в размере 139 379,50 руб.
Определением Басманного районного суда г. Москвы от 13.03.2024 дело по
административному исковому заявлению Красильниковой В.И. к ИФНС России № 13
по г. Москве о признании решения незаконным передано по подсудности в
Арбитражный суд г. Москвы.
В ходе рассмотрения дела представитель Заявителя поддерживал заявленные
требования. Заинтересованное лицо и третье лицо возражали против удовлетворения
заявленных требований по доводам отзыва и пояснений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности по
правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд
пришел к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению ввиду
следующего.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией B отношении
Красильниковой В.И. проведена выездная налоговая проверка по вопросу
правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2018 по
31.12.2019.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией принято Решение от
31.03.2023 № 12-18/1196 о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения, в соответствии с которым Заявителю доначислен налог на доходы
физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 4 369 815 руб. Кроме того, Заявитель
привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 139
379,5 руб., а также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи
122 Кодекса, в виде штрафа в размере 92 919,5 руб. (с учетом смягчающих
ответственность обстоятельств).
Не согласившись с решением Инспекции, Заявитель обратился в УФНС России
по г. Москве с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по г. Москве от 01.06.2023№21-10/061180
апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями, Красильникова В.И. обратилась в
Басманный районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением о
признании решения Инспекции от 31.03.2023 № 12-18/1196 недействительным в части
доначисления налога на доходы физических лиц за 2018 в размере 3 394 885 руб.,
налога на доходы физических лиц за 2019 в размере 929 196 руб., штрафа за неуплату
налога за 2019 в размере 92 919,50 руб., штрафа за непредставление налоговой
декларации за 2019 в размере 139 379,50 руб.
Определением Басманного районного суда г. Москвы от 13.03.2024 дело по
административному исковому заявлению Красильниковой В.И. к ИФНС России № 13
по г. Москве о признании решения незаконным передано по подсудности в
Арбитражный суд г. Москвы.
Из оспариваемого решения усматривается, что в нарушение ст. 228, 229 НК РФ
налогоплательщиком не исчислен и не уплачен НДФЛ с доходов, полученных от
источников за рубежом.
Так, согласно сведениям, полученным от Княжества Андорра в рамках
международного автоматического обмена информацией, предусмотренного главой
20.1 НК РФ, Красильниковой В.И. был получен доход за 2018 - 2019 годы от
источников за пределами Российской Федерации.
В результате мероприятий налогового контроля установлено, что Заявителем
не представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2018-2019 годы и не
уплачен НДФЛ в отношении следующих доходов: доходы по операциям с
обращающимися ценными бумагами (акции) (код дохода 1530) - НДФЛ за 2018 год в
размере 2 192 099 руб.; передача, погашение или возврат активов с фиксированным
доходами (код дохода 1531)-НДФЛ за 2018 год в размере 251 158 руб.; учреждения
коллективного инвестирования (код дохода 1532) - НДФЛ за 2018 год в размере 786
749 руб., за 2019 год - 929 196 руб.; дивиденды (код дохода 1010) - НДФЛ за 2018 в
размере 45 734 руб.; проценты (код дохода 1011 - НДФЛ за 2018 год в размере 164 878
руб.
В ходе проведения проверки на неоднократно направленные повестки о вызове
на допрос для дачи пояснений в качестве свидетеля в соответствии со ст. 90 НК РФ
Красильникова В.И. в Инспекцию не являлась.
В ответ на требование № 35105 от 22.08.2022 представителем Красильниковой
В.И. были представлены копии заграничных паспортов, согласно которым,
Красильникова В.И. выехала из РФ 06.03.2022 года через Латвийскую границу и
вернулась в РФ 08.09.2022 из Испании (Валенсии).
Кроме того, в результате анализа копий заграничных паспортов установлено,
что Красильникова В.И. провела в Российской Федерации в 2018г., 2019г. более 183
дней и в силу положений ст. 207 НК РФ в проверяемых периодах признается
налоговым резидентом РФ.
По требованию об истребовании документов (информации) № 35102 от
22.08.2022 Заявителем представлены документы, в том числе, декларации о налоге на
доходы физических лиц за 2018г., 2019г. в долларах США, представленные в адрес
Красильниковой В.И. банком Кредит Андорра С.А., в которых содержится
информация, соответствующая сведениям, отраженным в документах, полученных
налоговым органом в рамках международного автоматического обмена информацией.
Данные о доходах российских налогоплательщиков от источников за рубежом
ФНС России получает в рамках многостороннего Соглашения компетентных органов
об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 - Multilateral
Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information
(далее - CRS MCAA), подписанного на основании распоряжения Правительства
Российской Федерации от 30.04.2016 № 834-р. CRS MСАА подписано во исполнение
и в соответствии с положениями Конвенции, ратифицированной Федеральным
законом от 04.11.2014 № 325-ФЗ (далее - Закон 325-ФЗ). Согласно части 2 Закона 325-
ФЗ компетентным органом для целей исполнения Конвенции является Федеральная
налоговая служба.
Одновременно Постановлением Правительства Российской Федерации от
09.04.2018 № 428 утверждены «Правила передачи финансовой информации и
страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и
получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой
службой, а также требования к защите передаваемой информации» (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил также предусмотрено, что ФНС России осуществляет
автоматический обмен информацией в соответствии с CRS MCAA.
Подпунктом «f)» Статьи 1 «Определения» CRS MCAA для целей
использования в соглашении дано понятие Общего стандарта отчетности (the term
«Согштюп Reporting Standard))), которое означает «стандарт автоматического обмена
финансовой информацией в налоговых целях (включая Комментарии), разработанные
Организацией экономического сотрудничества и развития [сокр. ОЭСР], с участием
стран «Группы двадцати» [сокр. G20]» - Standard for Automatic Exchange of Financial
Account Information in Tax Matters, OECD Publishing, ISBN 978-92-64-21651-8 (print),
978-92-64-21652-5 (pdf); http;//dx.doi.org/10.1787/9789264216525-en (далее - Общий
стандарт отчетности).
Согласно пункту 5 статьи 3 «Сроки и способ обмена информацией» CRS
МСАА «Компетентные органы будут автоматически обмениваться информацией,
которая описана в Статье 2 согласно схеме общего стандарта отчетности (the common
reporting standard schema) в формате Расширяемого языка разметки «Extensible Markup
Language, сокр. XML)» - Common Reporting Standard XML Schema: User Guide for Tax
Administrations - June 2019, OECD, Paris. www.oecd.org/tax/exchange-of-
information/common-reportine-standard-xml-schema-user-guide-for-tax-administrations-
iune-2019.pdf (далее - XML схема Общего стандарта отчетности).
Пунктами 2 и 4 Правил также установлено, что автоматический обмен
информацией осуществляется посредством передачи и получения на автоматической
основе электронных документов установленного формата.
Таким образом, вышеуказанными положениями международных соглашений, а
также внутрироссийскими нормативными актами, принятыми во исполнение
указанных соглашений, предусмотрен электронный документооборот установленного
формата между ФНС России и компетентными органами иностранных государств
(территорий) в рамках международного автоматического обмена финансовой
информацией, что является достаточным и полным правовым основанием для
использования полученных сведений при проведении мероприятий налогового
контроля.
В отношении правомерности использования налоговым органом информации,
поступившей в рамках международного автоматического обмена финансовой
информацией, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 142.3 главы 20.1 «Автоматический обмен
финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)» НК РФ
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору
B области налогов и сборов, и территориальные налоговые органы вправе
использовать финансовую информацию организаций финансового рынка и
компетентных органов иностранных государств (территорий), полученную в
соответствии с главой 20.1 НК РФ, при осуществлении своих полномочий в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положениями пункта 4 статьи 142.3 НК РФ предусмотрено приравнивание
полученной финансовой информации в электронной форме от компетентных органов
иностранных государств (территорий), поступившей в ФНС России, к информации,
полученной на бумажном носителе.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы
вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлено, что налоговые органы
обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Таким образом, вышеуказанными положениями НК РФ предусмотрено право
использования налоговым органом информации, поступившей B рамках
международного автоматического обмена финансовой информацией c
компетентными органами иностранных государств. Указанная информация
приравнена к информации, поступившей от компетентного органа иностранного
государства на бумажном носителе, использование указанной информации
предусмотрено главой 20.1 НК РФ.
B отношении информации o доходах от источников за рубежом
Налогоплательщика, полученной налоговым органом в рамках международного
автоматического обмена финансовой информацией с Княжеством Андорра, суд
отмечает следующее.
Согласно сведениям, полученным от Княжества Андорра B рамках
международного автоматического обмена информацией, предусмотренного главой
20.1 НК РФ, на расчетный счет Красильниковой В.И. поступило: 1 231 448 003 рубля
(тип выплаты - CRS503 - Валовая сумма поступлений/погашений); 1 113 527 рубля
(тип выплаты - CRS501 - Дивиденды); 2 369 275 рублей (тип выплаты CRS502 -
Проценты).
Согласно абзацу 2 подпункта е пункта 2 Статьи 2 «Обмен информацией в
отношении подотчетных счетов» CRS MCAA обмену подлежит информация о
«общем валовом доходе от реализации или отчуждения финансовых активов,
уплаченных или начисленных на счет в течение календарного года или иного
соответствующего отчетного периода, в отношение которого подотчетная финансовая
организация действует в качестве кастодиана (доверительного управляющего),
брокера, номинала или иным образом в качестве агента для владельца счета».
Согласно пункту 5 статьи 3 «Сроки и способ обмена информацией» CRS
МСАА компетентные органы осуществляют автоматический обмен информацией,
которая описана в Статье 2 CRS MCАА, в соответствии с XML схемой Общего
стандарта отчетности, которая является неотъемлемой частью вышеуказанного
соглашения об автоматическом обмене информацией - CRS MCAA.
Согласно абзацу 18 раздела IVh. «Платёж» («Payment») XML схемы Общего
стандарта отчетности с кодом «CRS 501 = Dividends/Дивиденды» передается
информация о полученном доходе в виде дивидендов, с кодом «CRS 502 =
Interest/Проценты» передается информация о полученном доводе в виде процентов, с
кодом «CRS503 = Gross Proceeds/Redemptions передается информация о валовой
сумме поступлений/погашений.
Разъяснения по отдельным терминам в контексте валовых доходов от
реализации или выбытия финансовых активов содержатся в Разделе В «Комментарии
по Общему стандарту отчетности» Части III Общего стандарта отчетности - Part B.
Commentaries on the Common Reporting Standard* of Section III Commentaries on the
Model Competent Authority Agreement and the Common Reporting Standard*.
Первое предложение пункта 17 идентично формулировке абзаца (2) подпункта
е) пункта 2 Статьи 2 «Обмен информацией в отношении подотчетных счетов» CRS
МСАА. В последнем предложении пункта 17 указывается, что «понятие «реализация
или выбытие» означают любую продажу или выбытие Финансовых активов,
установленных независимо от того, признается ли владелец таких Финансовых
активов субъектом налогообложения в части такой продажи или выбытия, или нет».
В пункте 18 даётся разъяснения для клиринговых организаций, которым
разрешается при подготовке отчетности по сделкам купли-продажи ценных бумаг
своих клиентов указывать не валовую сумму дохода от реализации, а сумму доходов,
рассчитанную на нетто-основе.
В пункте 19 даётся разъяснение, что «при продаже [финансовых активов]
осуществляемой через брокера, что приводит к возникновению платежей в виде
валового дохода (поступлений), (Финансовая организация) учитывает дату, на
которую валовой доход был выплачен или иным образом стал доступен лицу,
имеющему право на такую выплату.».
В пункте 20 даётся разъяснение, что «общий валовой доход от реализации или
выбытия означает общую сумму, полученную в результате продажи или выбытия
Финансовых активов. При продаже, осуществляемой через брокера, общий валовой
доход от продажи или выбытия означает общую сумму, выплаченную или
начисленную на счет лица, имеющего право на такой платеж, увеличенную на сумму,
которая [фактически] не была выплачена по причине погашения маржинальных
займов [такого лица]; брокер может (но не обязан) учитывать суммы комиссий с
продаж при определении общего валового дохода. В случае продажи облигаций с
НКД, то валовый доход включает проценты начисленные между датами выплаты
купонов».
В пункте 23 указывается, что «понятие «Финансовый актив» используется в
определении таких понятий, как «Кастодиальная организация», «Инвестиционная
компания», «Кастодиальный счёт» и «Исключаемый счёт». Хотя понятие
«Финансовый актив» не относится к активам любого вида, тем не менее оно
предполагает охват любых активов, которые могут находится на счёте, который
ведётся Финансовой организацией, за исключением недолгового, прямого владения
недвижимостью».
В пункте 24 даются конкретные примеры, что включается в понятие
«Финансовый актив», а именно «ценные бумаги (например, долевые ценные бумаги
организаций; доли участия, в т.ч. бенефициарное владение в публично торгуемых
партнерствах и трастах; ноты, облигации, другие долговые обязательства, а также
права требования на них), доли участия в партнерствах, товарах, своп-контрактах
(например, процентные свопы, валютные свопы, свопы на базисные активы, на
ограничение процентных ставок, на уровни процентных ставок, на товары, на акции,
на индексы и иные похожие договоры), Страховые контракты или Аннуитетные
контракты, или любое иное участие (в т.ч. посредством фьючерсов или форвардов или
опционов) в ценных бумагах, долях партнерств, биржевых товарах, своп-контрактах,
Страховых контрактов или Аннуитетных контрактах. Однако, понятие «Финансовый
актив» не включает недолговое, прямое участие в недвижимом имуществе, или
биржевых товарах, которые являются физическими товарами, например, пшенице.».
Пункт 25 предусматривает, что «оборотные долговые инструменты, которые
торгуются на организованном рынке и неорганизованном рынке, распространение и
владение которыми осуществляется через Финансовые организации, а также акции и
доли в трастах инвестиционной недвижимости, по общему правилу признаются
Финансовыми активами.».
Таким образом в рамках международного автоматического обмена финансовой
информацией, предоставленной Княжеством Андорра, ФНС России получена
актуальная и достоверная информация о доходах Налогоплательщика за пределами
Российской Федерации.
Суд учитывает, что Заявитель не оспаривает факт получения доходов от
источников за пределами Российской Федерации и достоверность сведений,
полученных налоговым органом в рамках международного автоматического обмена
информацией, но не согласен с произведенным Инспекцией в ходе проверки расчетом
НДФЛ, подлежащего уплате.
Применительно к указанной позиции Заявителя суд отмечает следующее.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с
положениями главы 23 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ
признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской
Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации (для
физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1, 5 пункта 3 статьи 208 НК РФ к доходам,
полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением
процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 данной статьи НК РФ, а также
выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских
депозитарных расписок; доходы от реализации за пределами Российской Федерации
акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах
иностранных организаций.
В соответствии с п.1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы
учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в
натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также
доходы в виде материальной выгоды.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на
доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными
финансовыми инструментами, установлены статьей 214.1 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 214.1 НК РФ определено, что доходами по операциям с
ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг,
полученные в налоговом периоде.
В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 НК РФ финансовый результат по
операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми
инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих
расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 НК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными
бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами
признаются документально подтвержденные И фактически осуществленные
налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и
погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми
инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.
Пунктом 5 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что доходы (расходы,
принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218 - 221
НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте,
пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской
Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов
(дату фактического осуществления расходов).
Таким образом, при определении налоговой базы по операциям с ценными
бумагами, номинированными в иностранной валюте, суммы в иностранной валюте,
полученные при их реализации (погашении), и суммы, уплаченные при приобретении
ценных бумаг, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действующему на
соответствующую дату фактического получения доходов от реализации (погашения)
ценных бумаг и дату фактического осуществления расходов на их приобретение.
Согласно пункту 12 статьи 214.1 НК РФ финансовый результат определяется
по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных соответственно
в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 214.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 214.1 НК РФ налоговой базой по
операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми
инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности
соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с
пунктами 6 - 13.2 статьи 214.1 НК РФ.
Налоговая база по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1 -
4 пункта 1 статьи 214.1 НК РФ, определяется отдельно с учетом положений статьи
214.1 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ при определении размера
налоговых баз в соответствии с пунктом 2.3 или 3 статьи 210, со статьями 214.1 и
214.9 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного
налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного
налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг,
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и
2 пункта 3 статьи 214.1 НК РФ и находившихся в собственности налогоплательщика
более трех лет.
Особенности предоставления инвестиционного налогового вычета,
предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ, установлены пунктом
2 статьи 219.1 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 219.1 НК РФ предельный
размер инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта
1 данной статьи НК РФ, в налоговом периоде определяется как произведение
коэффициента Кцб и суммы, равной 3 000 000 руб.
B порядке, установленном
Значение коэффициента Кцб определяется
указанным подпунктом пункта 2 статьи 219.1 НК РФ.
Особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в
организации установлены статьей 214 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 НК РФ сумма налога в отношении
дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации,
определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме
полученных дивидендов по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 НК РФ.
При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за
пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в
соответствии с главой 23 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по
месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода
находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об
избежании двойного налогообложения.
Порядок устранения двойного налогообложения в Российской Федерации
установлен положениями статьи 232 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 232 НК РФ фактически уплаченные
физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации за пределами
Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы
налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при
уплате налога B Российской Федерации, если иное не предусмотрено
соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам
налогообложения.
В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам
налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога,
уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в
иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится
налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2-4 статьи 232 НК РФ.
Соглашение об избежание двойного налогообложения между Княжеством
Андорра и Российской Федерацией отсутствует.
В соответствии ст. 228 НК РФ, физическое лицо - налоговый резидент РФ,
получающее доходы от источников за пределами РФ, исчисление, декларирование и
уплату НДФЛ производит самостоятельно по завершении налогового периода.
В соответствии со ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется не
позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларации по форме 3-НДФЛ за 2018-2019г.г. Заявителем в налоговый орган
не представлены.
На основании Расшифровки (отчета брокера) к единому сводному отчету,
содержащему налоговые данные для расчета декларации по налогу на доходы
физических лиц (НДФЛ), включающее в себя все банковские операции, проведенные
в банке Кредит Андорра С.А., представленные банком Кредит Андорра С.А. по
запросу Красильниковой В.И., Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки
определена налоговая база от продажи акций в 2018 году, налоговая база от передачи,
выкупа или возврата активов с финансовым доходом (обращающиеся ценные бумаги)
за 2018 год, И налоговая база от доходов по институтам коллективного
инвестирования за 2018 и 2019 год.
Суд соглашается расчетами налоговой базы, инвестиционного вычета,
комиссионных сборов, которые приведены на стр. 10-42 оспариваемого решения
Инспекции и содержат информацию о наименовании, количестве приобретенных и
реализованных ценных бумаг, бумаг, датах покупки и продажи, стоимости ценных бумаг в
иностранной валюте и рублях по курсу на даты совершения сделок.
Указанный Заявителем контррасчет полученных Заявителем доходов не
соответствует правилам, установленным главой 23 НК РФ и не свидетельствует
незаконности принятого Инспекцией решения ввиду следующего.
В части операций по продаже акций в 2018 году.
Заявитель полагает, что при определении доходов по операциям с
обращающимися ценными бумагами Инспекцией не учтен инвестиционный
налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ. При
этом, Заявитель считает, что размер данного вычета в его случае составляет 12 000
000 руб. и определяется по формуле: 3 000 000 руб. * коэффициент срока нахождения
в собственности ценных бумаг (4 полных года нахождения ценных бумаг в
собственности налогоплательщика).
Согласно расчету, произведенному на основании документов, представленных
банком Андоры Красильникой В.И., Заявителем приобретено акций на сумму 20 138
987,05 руб. (при пересчете по курсу ЦБ РФ на даты покупки), доход от продажи в
2018 год акций составил 40 757 617,30 руб. (при пересчете по курсу ЦБ РФ на даты
продажи).
В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 НК РФ финансовый результат по
операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом
соответствующих расходов, связанных с приобретением, реализацией, хранением и
погашением ценных бумаг.
Таким образом, доход по операциям с ценными бумагами за 2018 год составил
20 618 630,25 руб. (40 757 617,30 руб. - 20 138 987,05 руб.).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ при определении размера
налоговых баз в соответствии со ст. 214.1 НК РФ налогоплательщик имеет право на
получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного
финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от
реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 НК РФ и
находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет.
Из расшифровки (отчета брокера) к единому сводному отчету, содержащему
налоговые данные для расчета декларации по налогу на доходы физических лиц
(НДФЛ), представленной налогоплательщиком следует, что условиям ст. 219.1 НК РФ
для применения инвестиционного вычета соответствует лишь часть ценных бумаг
(акций) реализованных в 2018 году. Согласно расчету, произведенному на основании
документов, представленных банком Андоры Красильникой В.И., сумма покупки
таких акций составила 2 648 788,61 руб. (при пересчете по курсу ЦБ РФ на даты
покупки).
Сумма реализации таких акций составила 6 293 163,24 руб. (при пересчете по
курсу ЦБ РФ на даты продажи).
Таким образом, финансовый результат по ценным бумагам, приобретенным
после 01.01.2014, обращающимся на организованном ранке, находящихся в
собственности на момент реализации (2018 год) более 3-х лет, составил 3 644 374,63
руб. (6 293 163,24 руб. - 2 648 788,61 руб.).
Кроме того, Инспекцией был определен размер комиссионных сборов, сумма
которых составила 111 953,20 руб.
Налоговая база от продажи акций составляет 16 862 302, 42 руб. (20 618 630,25
руб. (доход от продажи акций) - 3 644 374,63 руб. (вычет) - 111 953,20 руб.
(комиссионный сбор)). Подробный расчет отражен на стр. 20-22, 73-75 оспариваемого
решения Инспекции.
Заявитель получение дохода от продажи акций в 2018 году в размере 20 618
630, 25 руб. не оспаривает, однако, считает, что размер инвестиционного налогового
вычета составляет 12 000 000 руб. (3 000 000 руб. х 4 полных года нахождения ценных
бумаг в собственности).
Расчет Заявителя противоречит положениям ст. 219.1 НК РФ.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ при определении размера налоговых баз в
соответствии со ст. 214.1 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение
инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового
результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации
(погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг,
указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 НК РФ и находившихся в
собственности налогоплательщика более трех лет.
Согласно п.2 ст.219.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет,
предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом
следующих особенностей: 1) сумма положительного финансового результата, в
размере которого предоставляется налоговый вычет, определяется в соответствии со
статьями 214.1 и 214.9 НК РФ; 2) предельный размер налогового вычета в налоговом
периоде определяется как произведение коэффициента КЦб и суммы, равной 3 000
000 рублей.
При этом значение коэффициента КЦб определяется в следующем порядке:
при реализации (погашении) в налоговом периоде ценных бумаг с одинаковым
сроком нахождения в собственности налогоплательщика на момент такой реализации
(погашения), исчисляемым в полных годах, - как количество полных лет нахождения
в собственности налогоплательщика проданных (погашенных) ценных бумаг (вне
зависимости от их количества);
при реализации (погашении) в налоговом периоде ценных бумаг с различными
сроками нахождения в собственности налогоплательщика на момент такой
реализации (погашения), исчисляемыми в полных годах, - значение коэффициента
КЦб определяется по формуле:
где Vi - доходы от реализации (погашения) в налоговом периоде всех ценных
бумаг со сроком нахождения в собственности налогоплательщика, исчисляемым в
полных годах и составляющим i лет. При определении Vi учитываются доходы от
реализации (погашения) ценных бумаг при условии, что при реализации (погашении)
ценной бумаги разница между доходами от ее реализации (погашения) и стоимостью
ее приобретения составляет положительную величину;
п - количество исчисляемых в полных годах сроков нахождения в
собственности налогоплательщика ценных бумаг, реализуемых (погашаемых) в
налоговом периоде, по итогам которого налогоплательщику предоставляется право на
получение налогового вычета. При этом в случае, если сроки нахождения в
собственности налогоплательщика двух и более ценных бумаг, реализуемых (погашаемых) в налоговом периоде, исчисляемые в полных годах, совпадают, в целях
определения показателя п количество таких сроков принимается равным 1;
С учетом изложенного, Инспекцией правомерно определена сумма
положительного финансового результата от продажи акций, обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 года и на
момент продажи находящихся в собственности Заявителя более 3-х лет, которая
составила 3 644 374,63 руб.
Заявитель возражений относительно определенной оспариваемым решением
суммы положительного финансового результата от продажи таких акций, а также
контррасчет суммы положительного финансового результата от продажи таких акций,
не привел.
Как указано выше, предельный размер налогового вычета в налоговом периоде
определяется как произведение коэффициента КЦб и суммы, равной 3 000 000 рублей.
При этом, поскольку Заявителем реализовывались акции с разными сроками
нахождения в собственности налогоплательщика на момент реализации,
исчисляемыми в полных годах, - значение коэффициента КЦб для определения
предельного размера налогового вычета рассчитывается по формуле, указанной выше.
Для расчета коэффициента Кцб, Инспекцией определена сумма дохода от
реализации акций со сроком владения 3 полных года (3 324 242,67 руб.) и сумма
дохода от реализации акций со сроком владения 4 полных года (3 058 920,57 руб.).
В этой связи, расчет коэффициента следующий: Кцб - (3 234 242.67*3 года+3
058 920,57*4 года)/(3 234 242,67 + 3 058 920,57) = (9 702 728.01 + 12 235 682.27)/ 6 293
163.24 = 3.486070.
Произведение рассчитанного коэффициента Кцб и суммы, равной 3 000 000
руб. составило 10 458 211.29 рублей (3,486070 х 3 000 000 руб.)
Таким образом, предельный размер вычета составляет 10 458 211.29 рублей.
Исходя из положений пп.1 п. 1 ст.219.1 НК РФ, при определении размера
налоговых баз налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного
налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного
от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг
и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, оснований для
применения предельного размера инвестиционного налогового вычета, указанного
Заявителем, не имеется, поскольку положительный финансовый результат,
полученный налогоплательщиком от реализации ценных бумаг, обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности
налогоплательщика более трех лет меньше, чем сумма предельного размера вычета, и
составляет 3 644 374,63 руб.
Указанная сумма была исключена Инспекцией из налогооблагаемой базы по
НДФЛ за 2018 год, что полностью соответствует вышеуказанным нормам налогового
законодательства и свидетельствует о законности решения в данной части.
В части операций по активам с фиксированным доходом.
В отношении передачи, выкупа или возврата активов с фиксированным
доходом Заявитель указывает, что активы PETROLEOS MEXIUANOS QUARLTY,
СТАВКА ЛИБОР В ДОЛЛ.США +365 РВ 11.03.2022 (US71656MBN83 - ДОЛЛ. США)
не были возвращены, в силу чего необходимо исключить операцию по указанному
активу из налогооблагаемой базы.
Из расшифровки (отчета брокера) к единому сводному отчету, содержащему
налоговые данные для расчета декларации по налогу на доходы физических лиц,
представленной банком Андоры Красильникой В.И., следует, что Заявителем
приобретено ценных бумаг с фиксированным доходом на сумму 108 946 372,10 руб.
(по курсу ЦБ на даты совершения операций), доход от продажи в 2018 году акций
составил 111 157 207,38 руб. (по курсу ЦБ на даты совершения операций).
В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 НК РФ финансовый результат по
операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом
соответствующих расходов, связанных с приобретением, реализацией, хранением и
погашением ценных бумаг.
Таким образом, доходы по операциям с ценными бумагами с фиксированным
доходом за 2018 составили 2 210 835,25 руб. (111 157 207,38 руб. - 108 946 372,10
руб.).
Также Инспекцией правомерно определен размер комиссионных сборов, сумма
которых составила 278 850,98 руб. (по курсу ЦБ на дату совершения операций).
Учитывая изложенное, налоговая база от продажи ценных бумаг с
фиксированным доходом составляет 1 931 984,31 руб. (2 210 835,25 руб. (доход от
продажи ценных бумаг) - 278 850,98 руб. (комиссионные сборы))
Довод Заявителя о необходимости исключения из налоговой базы для
исчисления НДФЛ дохода от продажи 125.000 акций PETROLEOS MEXIUANOS
QUARLTY, СТАВКА ЛИБОР В ДОЛЛ.США +365 РВ 11.03.2022 (US71656MBN83 -
ДОЛЛ. США), поскольку срок предъявления ценных бумаг к погашению истекал
11.03.2022, противоречит нормам налогового законодательства и фактическим
обстоятельствам дела.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на
доходы по операциям с производными финансовыми инструментами, установлены
статьей 214.1 НК РФ.
Согласно п.7 ст.214.1НК РФ доходами по операциям с ценными бумагами
признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученных в
налоговом периоде.
Из расшифровки (отчета брокера) к единому сводному отчету, содержащему
налоговые данные для расчета декларации по налогу на доходы физических лиц
(НДФЛ), представленной банком Андоры Красильникой В.И., следует, что
Заявителем приобретено 27.02.2017 125.000 шт. ценных бумаг с фиксированным
доходом PETROLEOS MEXIUANOS QUARLTY, СТАВКА ЛИБОР В ДОЛЛ.США
+365 РВ 11.03.2022 (US71656MBN83-ДОЛЛ. США) на сумму 133 891,49 долл. США.
и 17.05.2018 ценные бумаги в этом же количестве на сумму 136 125,02 руб. были
реализованы.
Таким образом, Заявителем получен в 2018году доход от реализации всех
ранее приобретенных ценных бумаг PETROLEOS MEXIUANOS QUARLTY в сумме 2
233,53 долл. США, что по курсу ЦБ составляет 785 463,90 руб.
Глава 23 НК РФ не содержит положений, предусматривающих, что сумма
дохода от реализации ценных бумаг с фиксированным доходом, реализованных до
срока предъявления их погашению исключаются из налоговой базы для исчисления
НДФЛ.
Правового значения факт реализации ценных бумаг с фиксированным доходом
до истечения срока их предъявления для определения дохода по операциям с ценными
бумагами в порядке ст.214.1НК РФ не имеет, поскольку действующим
законодательством не запрещено реализовывать ценные бумаги с фиксированным
доходом до истечения срока их предъявления.
Ссылок на нормы материального права в обоснование своих возражений
Заявитель не приводит, а также не ссылается на доказательства, надлежащим образом
подтверждающие доводы в данной части.
Относительно заявленного Заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела
довода об уплате НДФЛ с дивидендов и пени в общей сумме 60 098,77 руб. (налог - 45
733,92 руб., пени 14 364,85 руб.), на суммы которых, по его мнению, подлежит
уменьшению сумма НДФЛ, доначисленная по оспариваемому решению о
привлечении к ответственности от 31.03.2023 №12-18/1196, суд отмечает следующее.
Согласно возражениям на дополнение к акту налоговой проверки от 17.02.2023
№12-18/11 (вх.№001916-зг от 21.03.2023), апелляционной жалобе на решение
выездной налоговой проверки (вх.№003109-зг от 28.04.2023), Заявитель согласился с
доначислением НДФЛ с дивидендов в сумме 45 733,92 руб.
Как указано в возражениях (стр.32-33): «В дополнении к Акту ВНП №12-18/11
от 17.02.2023 налоговый орган произвел перерасчет НДФЛ с дивидендов за 2018год и
размере НДФЛ по расчету налогового органа составил 45 733,92 руб. С фактом
частичного неудержания налога брокером с дивидендов налогоплательщик согласен,
указанное обстоятельство подтверждают и документы, представленные брокером.
Таким образом налоговые обязательства налогоплательщика по оплате НДФЛ за 2018
год и 2019 год составляют 45 733,92руб. ...»
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений
налогоплательщика на Акт налоговой проверки от 25.10.2022 №12-18/12447,
дополнение от 17.02.2023 №12-18/11 к акту налоговой проверки, представителем
Красильниковой В.И. представлен чек-ордер от 22.03.2023 об уплате денежных
средств в сумме 60 369 руб. с назначением платежа «Единый налоговый платеж
590611352293 Красильникова В.И.», расчет пени на сумму 14 364,85 руб.,
приобщенные к протоколу рассмотрения материалов проверки от 24.03.2023 №32/2.
Указывая на данные обстоятельства, Заявитель считает, что при вынесении
обжалуемого решения, сумма доначисленного НДФЛ подлежала уменьшению на
сумму перечисленного единого налогового платежа в размере 45 733,92 руб.
Вместе с тем, относительно перечисления денежных средств по чек-ордеру от
22.03.2023, установлено, что денежные средства в сумме 60 369 руб. на Единый
налоговый счет Красильникой В.И. в качестве единого налогового платежа не
поступали.
В соответствии с п. 1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных
средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Перечисление денежных средств в счет исполнения обязанности
налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом.
Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной)
налогоплательщиком, в порядке, предусмотренном п. 7 ст.45 НК РФ.
Приказом Минфина России от 12.11.2013 №107н (ред. от 310.12.2022) «Об
утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе
денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»,
зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2013 №30913, в соответствии с п. 7 ст.45 НК
РФ и в целях совершенствования органами Федерального казначейства,
администраторами доходов бюджетов, государственными (муниципальными)
учреждениями автоматизированных процедур обработки информации, содержащейся
в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную
систему Российской Федерации, а также платежей за государственные и
муниципальные услуги и услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для
предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждены Правила
указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж,
в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых
взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации,
администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к настоящему приказу).
Настоящие Правила (приложение №2) устанавливают порядок указания
(заполнения) информации в реквизитах "ИНН" плательщика, "КПП" плательщика,
"Плательщик", "ИНН" получателя средств, "КПП" получателя средств и
"Получатель", а также в реквизитах "104" - "109", "Код" и "Назначение платежа" при
составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, в
том числе за совершение налоговыми органами юридически значимых действий,
страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации,
администрируемых налоговыми органами (далее - налоги, сборы, страховые взносы и
иные платежи), на банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета,
открытый уполномоченному органу Федерального казначейства в подразделении
Банка России, с указанием в распоряжении о переводе денежных средств отдельного
казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и
распределению поступлений, в первых пяти знаках которого указано значение
"03100".
Настоящие Правила распространяются на налогоплательщиков и
плательщиков сборов, страховых взносов и иных платежей, налоговых агентов,
налоговые органы (в том числе при составлении поручений на списание и
перечисление суммы задолженности (плательщика сбора, плательщика страховых
взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации), законных
и уполномоченных представителей налогоплательщика, плательщика сборов,
страховых взносов и иных лиц, исполняющих в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах обязанность плательщика по уплате
платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с указанными Правилами при перечислении платежей,
обязанность по уплате которых установлена НК РФ (единый налоговый платеж) и
иных платежей, администрируемых налоговыми органами (за исключением единого
налогового счета), в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств
указываются следующие значения:
в реквизите «ИНН» плательщика - значение ИНН плательщика, чья
обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов и иных
платежей исполняется в соответствии с законодательством РФ;
в реквизите «Плательщик» - информация о плательщике - клиенте банка
(владельце счета), составившем распоряжение о переводе денежных средств, для
законных к уполномоченных представителей налогоплательщика, исполняющих
обязанность плательщика по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных
платежей, -информация о плательщике - законном, уполномоченном представителе
или ином лице, осуществляющем платеж. Для физического лица - фамилия, имя,
отчество, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную
систему.
Таким образом, в случае перечисления денежных средств в счет исполнения
обязанности налогоплательщика по уплате налога иным лицом, в реквизите «ИНН»
плательщика необходимо указать «ИНН» плательщика, чья обязанность по уплате
платежей исполняется, в рассматриваемом случае - ИНН Красильниковой В.И.
771311985388.
В нарушение приведенных положений в чек-ордере от 22.03.2023 в реквизите
«ИНН» плательщика указан «ИНН» не Красильникой В.И., а «ИНН» Лукина Сергея
Владимировича ИНН 772021414994, осуществившего платеж за Красильникову В.И.,
который осуществил платеж, ФИО которого указаны в реквизите «Плательщик».
В связи с неверным указанием в реквизите «ИНН» плательщика, «ИНН»
Лукина СВ. вместо Красильниковой В.И., денежные средства в сумме 60 369 руб.
были зачислены на Единый налоговый счет Лукина СВ. ИНН 772021414994, что
подтверждается сведениями Отдельной карточки налоговых обязанностей ЕНС
Лукина С.В.
Кроме того, в реквизите «назначение платежа» хотя и указано Красильникова
В.И., но в качестве «ИНН» указан «ИНН» Абрамовой Надежды Владимировны.
Таким образом, в представленном чек-ордере отсутствуют хоть какие-либо
идентификационные сведения Красильниковой В.И., кроме её ФИО.
Следовательно, факт перечисления единого налогового платежа в сумме 60 369
руб. в счет уплаты НДФЛ в сумме 45 733,92 руб., пени - 14 364,85 руб. на ЕНС
Красильниковой В.И. документально не подтвержден.
Довод Заявителя о том, что при вынесении обжалуемого решения, Инспекции
надлежало уменьшить сумму доначисленного НДФЛ на сумму НДФЛ в размере 45
733,92 руб. также подлежит отклонению.
Факт согласия с какой-либо частью доначислений по налогу, произведенной
Инспекцией в Акте налоговой проверки, перечисление денежных средств в качестве
единого налогового платежа в сумме налога с доначислением которого
налогоплательщик согласился, не является основанием при вынесении решения по
налоговой проверке не доначислять такую сумму налога. Выражая согласие с
доначисленной суммой налога налогоплательщик подтверждает обоснованность
вывода Инспекции, явившегося основанием для доначисления данной суммы налога.
В связи с чем, суммы доначисленного к уплате НДФЛ и штрафа по решению
выездной налоговой проверки составили ровно те суммы, которые были предложены
к доначислению в Акте налоговой проверки и Дополнении к Акту налоговой
проверки.
В части реализации инструментов коллективного инвестирования суд отмечает
следующее.
Относительно получения доходов от реализации инструментов коллективного
инвестирования Заявитель указывает, что часть ценных бумаг не была реализована
брокером и осталась на счетах ДЕПО до 2019 года. При этом, по мнению Заявителя,
налоговым органом «задвоена» налогооблагаемая база, поскольку дату
валютирования налоговый орган приравнял к дате продажи ценных бумаг.
Вместе с тем, из расшифровки (отчета брокера) к единому сводному отчету,
содержащему налоговые данные для расчета декларации по налогу на доходы
физических лиц (НДФЛ), представленной банком Андоры Красильникой В.И.,
следует, что Заявителем получен доход от учреждения коллективного инвестирования
в 2018 и 2019 годах.
Согласно представленной расшифровке в 2018 году, Заявителем приобретено
ценных бумаг на сумму 626 523 450.59 руб. (по курсу ЦБ на даты совершения
операций), доход от продажи которых составил 633 606 556.11 руб. (по курсу ЦБ на
даты совершения операций).
Таким образом, доход по операциям с ценными бумагами за 2018 год составил
7 083 105.52 руб. (633 606 556.11 руб. - 626 523 450.59 руб.).
Кроме того, Инспекцией определен размер комиссионных сборов, сумма
которых составила 1 031 187.66 руб. (по курсу ЦБ на даты совершения операций).
Учитывая изложенное, налоговая база от продажи ценных бумаг в 2018
годусоставляет 6 051 917.86 руб. (7 083 105.52 руб. (доход от продажи ценных бумаг)
-1 031 187.66 руб. (комиссионные сборы))
Согласно представленной расшифровке в 2019, Заявителем приобретено
ценных бумаг на сумму 414 472 363.49 руб. (по курсу ЦБ на даты совершения
операций), доход от продажи которых составил 421 946 347.34 руб. (по курсу ЦБ на
даты совершения операций)
Таким образом, доход по операциям с ценными бумагами за 2019 год составил
7 473 983.85 руб. (421 946 347.34 руб. - 414 472 363.49 руб.).
Также Инспекцией определен размер комиссионных сборов, сумма которых
составила 326 326.09 руб. (по курсу ЦБ на даты совершения операций).
Учитывая изложенное, налоговая база от продажи ценных бумаг в 2019 году
составляет 7 147 657.76 руб. (7 473 983.85 руб. (доход от продажи ценных бумаг) -326
326.09 руб. (комиссионные сборы))
Довод Заявителя о том, что часть ценных бумаг не была реализована брокером
в 2018 году и остались на счетах ДЕПО налогоплательщика до 2019 года,
опровергается полученными в ходе проверки доказательствами.
Факт получения дохода от ценных бумаг учреждения коллективного
инвестирования подтверждается документами международного автоматического
обмена и расшифровкой к сводной налоговой отчетности, представленной банком
Credit Andorra.
Датой валютирования признается дата исполнения условий сделки (то есть
дата физической поставки денежных средств согласно её условиям).
В расшифровке к сводной налоговой отчетности, представленной банком Credit
Andorra по запросу Красильниковой В.И. рядом с датой валютирования стоит пометка
Р (Purchase - Покупка) и S (Sale - Продажа), таким образом дата валютирования
означает дату покупки и дату продажи (получения дохода).
Таким образом, в расшифровке к сводной налоговой отчетности содержатся
данные лишь по реализованным ценным бумагам.
Согласно документам, полученным в рамках международного автоматического
обмена в 2018 году на счета Заявителя №1148309 и 1083183, открытые в банке Credit
Andorra, поступило 10581 217 евро (CRS503 - Валовой доход от реализации /
отчуждения финансовых активов - 10 540 597.00 евро; CRS502 - Проценты - 26 766.00
евро; CRS501 - Дивиденды - 13 854.00 евро). Остаток (баланс) на конец периода
составляет - 5 307 668.00 евро.
Согласно расшифровке к сводной налоговой отчетности за 2018 год,
представленной банком Credit Andorra, сумма от продажи финансовых активов
составила 12 297 715.55 долларов США (продажа акций - 659 275.01 долларов США,
доход от передачи, выкупа или возврат активов с фиксированным доходом - 1 795
854.33 долларов США, доход от учреждения коллективного инвестирования - 9 842
586.21 долларов США), сумма полученных дивидендов - 16 163.51 долларов США,
сумма полученных процентов - 21 824.25 долларов США.
При пересчете по кросс курсу суммы, указанные в документах,
представленных банком Credit Andorra, в долларах США соответствуют данным
международного автоматического обмена информацией, указанным в Евро.
Согласно расшифровке к сводной налоговой отчетности за 2018 год общий
остаток финансовых активовов на 31.12.2018 на счетах 1148309 и 1083183, открытых
в банке Credit Andorra, составил - 5 307 668.00 евро, которые были реализованы
Заявителем в 2019 году.
Согласно данным международного автоматического обмена в 2019 году на
счета Заявителя №1148309 и 1083183, открытые в банке Credit Andorra, было
зачислено-5 627 771,00 евро (CRS503 - Валовой доход от реализации / отчуждения
финансовых активов - 5 627 588.00 евро, CRS501 - Дивиденды - 183.00 евро).
Согласно расшифровке к сводной налоговой отчетности за 2019 год,
представленной банком Credit Andorra, сумма дохода от учреждения коллективного
инвестирования составила 6 420 770.99 долларов США, сумма полученных
дивидендов - 207.51 долларов США.
При пересчете по кросс курсу суммы, указанные в документах,
представленных банком Credit Andorra, в долларах США соответствуют данным
международного автоматического обмена информацией, указанным в Евро.
Остаток финансовых активов на 31.12.2019 на счетах 1148309 и 1083183,
открытых в банке Credit Andorra составил 0 евро, что опровергает довод Заявителя о
том, что на указанных счетах остались нереализованные ценные бумаги, которые
были переведены на новый счет - 1204356.
Из документов международного автоматического обмена информацией
следует, что счета 1148309 и 1083183 были закрыты и открыт новый счет - 1204356,
остаток по которому на 31.12.2019 составил 6 093 304.00 евро.
Суд отмечает, что при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки
Заявитель самостоятельно указывал, что ценные бумаги, находившиеся на счетах
1148309 и 1083183, были им реализованы. Так, в возражениях на акт налоговой
проверки, Заявитель указал, что в 2019 году лицевые счета налогоплательщика
1083183 и 1148309, на которых находились ценные бумаги налогоплательщика, были
закрыты. Ценные бумаги, хранившиеся на счетах, были проданы и одновременно
были приобретены акции SIO STRATEGIC INVESTMENT OPPORTUNITIES SICAV
VIII.
Данные обстоятельства подтверждают, что денежные средства, полученные от
реализации ценных бумаг на счета 1148309 и 1083183 были выплачены брокером
Заявителю и направлены на приобретение других инвестиционных продуктов,
которые и составили остаток финансовых активов на новом счете 12043567 на
31.12.2019 в сумме 6 093 304.00 евро.
Приведенные в заявлении доводы об остатках нереализованных опционов и
получении по учреждениям коллективного инвестирования убытка не содержат
ссылок на соответствующие доказательства и противоречат документам, полученным
в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Таким образом, доводы, изложенные в заявлении основаны не ошибочном
понимании норм права, не подтверждены ссылками на доказательства, противоречат
результатам мероприятий налогового контроля, не свидетельствуют о несоответствии
оспариваемого решения положениям нормативных правовых актов и не опровергают
выводов решения Инспекции.
Полученными в рамках международного автоматического обмена финансовой
информацией с компетентными органами иностранных государств и в ходе
мероприятий налогового контроля доказательствами, представленными в материалы
дела, подтверждается, что оспариваемое решение Инспекции является законным и
обоснованным и не нарушает права и законные интересы Заявителя, что исключает
основания для удовлетворения заявленного требования.
Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина согласно ст.110
АПК РФ подлежит отнесению на Заявителя. Излишне оплаченная государственная
пошлина подлежит возврату на основании ст.333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176,
177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Возвратить Красильниковой Веронике Ивановне из федерального бюджета 300
руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления в суд по
чеку-ордеру от 16.06.2023; выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам,
участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте
арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в
режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его
принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной
жалобы, если решение не отменено и не изменено - со дня принятия постановления
арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в
Девятый арбитражный апелляционный суд (127994, г.Москва, ГСП-4, проезд
Соломенной Сторожки, д. 12) в течение месяца со дня принятия решения
(изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в
Арбитражный суд Московского округа (127994, Москва, ГСП-4, ул. Селезневская, д.
9) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при
условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции
или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока
подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды
апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд города Москвы.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного
производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно
получить соответственно на интернет-сайтах Девятого арбитражного апелляционного
суда: http://9aas.arbitr.ru/ и Арбитражного суда Московского округа:
http://fasmo.arbitr.ru/
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу:
http://msk.arbitr.ru/
СУДЬЯ О.Ю. Суставова