Ажур Аудит - персональный аудит
30 июня 2025г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"

469 908 078 руб.

  • Налоговые споры любой сложности.
  • Отмена необоснованных начислений, штрафов и пеней.
  • Снижение налоговой нагрузки.



Наши клиенты о нашей работе
Виктория
С Ириной Генриевной работали над предоставлением отчетности по движени Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
30.06.2025
Увеличение вычета на обучение детей до 110 тысяч рублей Подробнее
27.06.2025
Новые правила НДФЛ для нерезидентов при дистанционной работе: законодательные изменения 2025 года Подробнее
Архив новостей

23.12.2020

Можно ли получить налоговый вычет без подачи декларации?

Физические лица в будущем смогут представить заявление вместо декларации и получить вычет без декларации.

Есть некоторые требования: заявить таким образом можно только инвестиционные и имущественные вычеты (приобретение жилья и проценты по ипотечному кредиту). В заявлении нужно указать счет для возврата средств, но такой, о котором у налогового органа имеются сведения из банка. А вычет будет исчислен исходя из имеющихся данных у ФНС по доходам и удержанном НДФЛ. Камеральная проверка в отношении заявления будет проводиться в течение 30 дней.




ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц"




Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу
на доходы физических лиц" потребуют расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, в размере 2344,4 млн. рублей.
Указанные средства предусмотрены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц"



Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц" (далее - законопроект) направлен на совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц
(далее - НДФЛ) за счет повышения эффективности и автоматизации процессов их предоставления налогоплательщикам.
Действующий в настоящее время механизм получения налоговых вычетов предполагает подачу налоговой декларации по НДФЛ
(форма 3-НДФЛ) с подтверждающими право на вычеты документами по итогам налогового периода и возврата суммы удержанного за год НДФЛ.
Законопроектом предлагается упростить порядок получения налогоплательщиками следующих налоговых вычетов: имущественных -
по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам); инвестиционных - по операциям, учитываемым
на индивидуальном инвестиционном счете, а также автоматизировать процессы налогового администрирования в данной части.
Упрощенный порядок получения указанных налоговых вычетов предполагает бесконтактное взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц с налоговыми органами посредством использования
интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц"
и автоматизированную проверку налоговым органом права налогоплательщика на получение налогового вычета за счет использования возможностей автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.
Данный порядок исключает необходимость заполнения налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и представления в налоговый орган подтверждающих документов в целях получения таких вычетов.
Обязанность налогоплательщиков - физических лиц по документальному подтверждению своего права на налоговые вычеты предлагается заменить автоматизированной системой обработки поступившей в налоговые органы информации о расходах на приобретение недвижимого имущества
и погашение процентов по ипотеке, а также о сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, - в рамках информационного взаимодействия налоговых органов с внешними источниками данных - банками (участниками рынка ценных бумаг), отвечающими установленным требованиям для участия в правилах обмена информацией с налоговыми органами.
Внедрение упрощенного порядка приведет к существенному сокращению сроков предоставления отдельных налоговых вычетов и возврата денежных средств за счет ухода от процедуры обработки налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и сокращения срока проверки представляемых документов.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на выполнение государственных программ Российской Федерации.





Вносится Правительством Российской Федерации

Проект




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц

Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2003, № 22, ст. 2066; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28, 31; № 18, ст. 2118; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 29, ст. 3632; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7014; 2012, № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 40, ст. 5037; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657, 6663; 2015, № 10, ст. 1419; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2506, 2510; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст. 6844; 2017, № 47, ст. 6849; № 49, ст. 7307, 7312, 7313, 7315; 2018, № 9, ст. 1291; № 31, ст. 4821; № 32, ст. 5095; 2019, № 22, ст. 2667; № 39, ст. 5375; 2020, № 13, ст. 1857) следующие изменения:
1) в статье 88:
а) абзац первый пункта 1 после слов "налоговых деклараций (расчетов)" дополнить словами ", заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке, представленного в соответствии
с пунктом 2 статьи 2211 настоящего Кодекса,";
б) пункт второй дополнить абзацами следующего содержания:
"Камеральная налоговая проверка на основе заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке, представленного в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 2211 настоящего Кодекса,
а также другой информации о деятельности налогоплательщика, имеющейся у налогового органа, проводится в течение 30 календарных дней с даты представления такого заявления, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное необоснованное заявление налогоплательщиком права на получение налоговых вычетов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев с даты представления заявления
о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке.
О принятии решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщик уведомляется через личный кабинет налогоплательщика в срок, не превышающий трех дней, с даты принятия такого решения.";
2) статью 102:
а) дополнить пунктом 23 следующего содержания:
"23. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом банкам или налоговым агентам в целях предоставления инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 2191 настоящего Кодекса, присоединившимся к правилам обмена информацией, размещенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведений об использовании (неиспользовании) налогоплательщиком - физическим лицом права на получение налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 2191 настоящего Кодекса, в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и иных договоров, прекращенных с переводом активов на этот индивидуальный инвестиционный счет в порядке, предусмотренном пунктом 91 статьи 2261 настоящего Кодекса, а также о наличии (отсутствии) у налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу.";
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения об использовании (неиспользовании) налогоплательщиком - физическим лицом права на получение налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 2191 настоящего Кодекса, в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета
и иных договоров, прекращенных с переводом активов на этот индивидуальный инвестиционный счет в порядке, предусмотренном пунктом 91 статьи 2261 настоящего Кодекса, а также о наличии (отсутствии) у налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу, поступившие банкам или налоговым агентам в целях предоставления инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 2191 настоящего Кодекса, присоединившимся к правилам обмена информацией, размещенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору
в области налогов и сборов, на своем официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в банках и у налоговых агентов имеют работники, определяемые руководителями (заместителями руководителя) таких организаций.";
3) абзац первый пункта 1 статьи 1261 изложить в следующей редакции:
"1. Если иное не предусмотрено статьей 1262 настоящего Кодекса, представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных настоящим Кодексом, содержащих недостоверные сведения,";
4) дополнить статьей 1262 следующего содержания:
"Статья 1262. Представление налоговым агентом налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками налоговых вычетов в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса.

1. Представление налоговым агентом налоговому органу недостоверных сведений о фактах открытия индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных налогоплательщиком на такой индивидуальный инвестиционный счет за соответствующий налоговый период, в рамках процедуры получения налогоплательщиком инвестиционных налоговых вычетов в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, возвращенного налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленной налоговым агентом недостоверных сведений.
2. Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и уточненные сведения представлены налоговому органу до момента, когда налоговый агент узнал
об обнаружении налоговым органом факта предоставления налоговым агентом недостоверных сведений.";
5) дополнить статьей 1353 следующего содержания:
"Статья 1353. Представление банком налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками налоговых вычетов в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса.

1. Представление банком налоговому органу недостоверных сведений о фактах открытия индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных налогоплательщиком на такой индивидуальный инвестиционный счет за соответствующий налоговый период, о суммах расходов налогоплательщика на новое строительство или приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества и на погашение процентов по целевым кредитам, фактически израсходованным на новое строительство или приобретение на территории Российской Федерации таких объектов, в рамках процедуры получения налогоплательщиком инвестиционных и имущественных налоговых вычетов в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, возвращенного налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленных банком недостоверных сведений.
2. Банк освобождается от ответственности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и уточненные сведения представлены налоговому органу до момента, когда банк узнал об обнаружении налоговым органом факта предоставления банком недостоверных сведений.".

Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021; 2003, № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; 2004, № 27, ст. 2715; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3518, 3527; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3436, 3452; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20, 31; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2462; № 31, ст. 4013; № 45, ст. 5416; № 49, ст. 6045; № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3614; № 49, ст. 5723; 2009, № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1737; № 21, ст. 2524; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 7; № 17, ст. 2318; № 23, ст. 3262; № 26, ст. 3652; № 30, ст. 4583; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7016, 7037; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3447; № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6750; № 53, ст. 7604, 7607; 2013, № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3444; № 40, ст. 5038; № 44, ст. 5645; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014, № 26, ст. 3373; № 40, ст. 5316; № 48, ст. 6647, 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 13, 15, 18; № 24, ст. 3373, 3377; № 27, ст. 3968; № 41, ст. 5632; № 48, ст. 6686, 6688, 6692, 6693; 2016, № 1, ст. 16; № 7, ст. 920; № 27, ст. 4175, 4180, 4184; № 49, ст. 6841, 6843, 6844, 6849; 2017, № 15, ст. 2133; № 49, ст. 7307, 7318, 7324, 7326; 2018, № 1, ст. 20; № 9, ст. 1291; № 45, ст. 6828; № 49, ст. 7496, 7498; № 53, ст. 8416; 2019, № 25, ст. 3167; № 39, ст. 5371, 5375; 2020, № 14, ст. 2032) следующие изменения:
1) в пункте 2 статьи 219:
а) в абзаце втором слова "представления налогоплательщиком" заменить словами "представления налоговым органом", слова
", выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов" исключить;
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Право на получение налогоплательщиком указанных в абзаце втором настоящего пункта социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган в письменной форме или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов. Подтверждение налоговым органом права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов
и сборов, направляется налоговому агенту.";
в) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
"О результатах рассмотрения заявления налоговый орган в сроки, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, информирует налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика, а при отсутствии у налогоплательщика личного кабинета налогоплательщика - по почте заказным письмом.";
г) абзац четвертый считать абзацем пятым и в нем слово "письменного" исключить;
д) абзацы пятый - седьмой считать соответственно абзацами
шестым - восьмым;
2) в статье 2191:
а) в пункте 3:
подпункт 2 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим пунктом";
дополнить подпунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5) налогоплательщик не может воспользоваться правом на предоставление налогового вычета, если налоговым органом ему была выдана справка, предусмотренная подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, либо налоговому агенту или банку представлены сведения в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 4 настоящей статьи;
6) налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса, при наличии
в налоговом органе подтверждающих факт зачисления налогоплательщиком денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет сведений, представленных налоговым агентом или банком по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случае присоединения таких налогового агента или банка к правилам обмена информацией, размещенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов,
на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
б) в пункте 4:
в абзаце первом подпункта 3 слова "3) налоговый вычет" заменить словами "3) если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговый вычет";
дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) налоговый вычет предоставляется налогоплательщику
на основании его письменного заявления, представляемого налоговому агенту или банку при расторжении договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, при исчислении и удержании налога такими налоговым агентом или банком, отвечающими установленным требованиям для присоединения к правилам обмена информацией, размещенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях предоставления налоговых вычетов в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса, а также для предоставления налоговым органом таким налоговому агенту или банку сведений, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта 3 пункта 4 настоящей статьи, по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю
и надзору в области налогов и сборов, в случае присоединения
таких налогового агента или банка к правилам обмена информацией.";
3) в статье 220:
а) в пункте 3:
подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, право на имущественный налоговый вычет возникает с даты государственной регистрации права собственности налогоплательщика на расположенный на таких земельных участках жилой дом или долю (доли) в нем;";
подпункт 6 изложить в следующей редакции:
"6) если иное не предусмотрено пунктом 81 настоящей статьи, для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет в налоговый орган:
договор о приобретении жилого дома или доли (долей) в нем -
при приобретении жилого дома или доли (долей) в нем;
договор о строительстве жилого дома или доли (долей) в нем -
при привлечении в целях строительства жилого дома или доли (долей)
в нем сторонних лиц;
договор о приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них - при приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них
в собственность;
договор участия в долевом строительстве и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства, подписанный сторонами, - при приобретении прав на квартиру, комнату или доли (долей) в них в строящемся доме;
договор о приобретении земельного участка или доли (долей)
в нем - при приобретении предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка или доли (долей) в нем и земельного участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом или доля (доли) в нем;
свидетельство о рождении ребенка - при приобретении родителями жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства земельных участков или доли (долей) в них и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, в собственность своих детей в возрасте до 18 лет;
решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства - при приобретении опекунами (попечителями) жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства земельных участков или доли (долей) в них и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них,
в собственность своих подопечных в возрасте до 18 лет;
заявление налогоплательщиков-супругов о распределении понесенных ими расходов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, - при строительстве или приобретении на территории Российской Федерации такими налогоплательщиками в период брака одного или нескольких объектов имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, в том числе с использованием кредитных денежных средств. Размеры расходов, распределяемые супругами в указанных в настоящем абзаце случаях, определяются исходя из фактически произведенных расходов с учетом ограничений, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи;";
в подпункте 7 слова "7) имущественный налоговый вычет" заменить словами "7) если иное не предусмотрено пунктом 81 настоящей статьи, имущественный налоговый вычет";
дополнить подпунктами 8 и 9 следующего содержания:
"8) при приобретении прав на квартиру, комнату или доли (долей)
в них в строящемся доме имущественный налоговый вычет предоставляется с даты государственной регистрации права собственности налогоплательщика на данные квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Имущественный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом может применяться с налогового периода, в котором произведена передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства по подписываемым ими передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства;
9) при строительстве индивидуального жилого дома имущественный налоговый вычет предоставляется с даты государственной регистрации права собственности налогоплательщика на данные жилой дом или долю (доли) в нем.";
б) пункт 4:
дополнить словами ", если иное не предусмотрено пунктом 81 настоящей статьи";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Указанный в настоящем пункте имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в отношении только одного объекта недвижимого имущества.";
в) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии представления налоговым органом налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов.
Право на получение налогоплательщиком предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи имущественных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган в письменной форме или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика заявления и документов, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 3 настоящей статьи. Подтверждение налоговым органом права налогоплательщика на получение указанных имущественных налоговых вычетов по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, направляется налоговому агенту.
При наличии у налогового органа сведений, представленных
в соответствии с пунктом 3 статьи 2211 настоящего Кодекса, представление налогоплательщиком вместе с заявлением подтверждающих документов не требуется.
О результатах рассмотрения заявления налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, информирует налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика, а при отсутствии у налогоплательщика личного кабинета налогоплательщика - по почте заказным письмом.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов у одного или нескольких налоговых агентов по своему выбору. В случае, если, получив имущественный налоговый вычет у одного налогового агента, налогоплательщик обращается за получением имущественного налогового вычета к другому налоговому агенту, указанный имущественный налоговый вычет предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи и настоящим пунктом.
В случае, если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у всех налоговых агентов, оказалась меньше суммы имущественных налоговых вычетов, определенной
в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в порядке, предусмотренном пунктами 7 или 81 настоящей статьи.
В случае, если после представления налогоплательщиком
в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета имущественных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.";
г) дополнить пунктом 81 следующего содержания:
"81. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, может быть предоставлен налогоплательщику в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса, на основании представленных в налоговый орган банком в отношении такого налогоплательщика сведений, содержащихся
в документах, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 3 настоящей статьи, по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случае присоединения банка к правилам обмена информацией, размещенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи (за исключением имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации), может быть предоставлен налогоплательщику в порядке, установленном статьей 2211 настоящего Кодекса, на основании представленных в налоговый орган банком в отношении такого налогоплательщика сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 3 и пунктом 4 настоящей статьи, по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случае присоединения банка к правилам обмена информацией, размещенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
д) пункт 9 дополнить предложением следующего содержания:
"При этом такой остаток может быть заявлен в порядке, предусмотренном статьей 2211 настоящего Кодекса.";
4) дополнить статьей 2211 следующего содержания:
"Статья 2211. Упрощенный порядок получения налоговых вычетов

1. Налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 2191, а также подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в упрощенном порядке, установленном настоящей статьей (далее - упрощенный порядок).
2. Налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым органом по окончании налогового периода при наличии в налоговом органе сведений о доходах налогоплательщика и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного налоговым агентом в бюджет, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса, за налоговый период, в котором понесены соответствующие расходы либо в котором у налогоплательщика имеется неиспользованный остаток имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и (или) 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, на основании заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее в настоящей статье - заявление), в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств, информация об открытии которого была сообщена налоговому органу в соответствии
с пунктом 11 статьи 86 настоящего Кодекса. Заявление должно быть сформировано и представлено налогоплательщиком в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые вычеты в упрощенном порядке предоставляются не более чем за три года, предшествующих году подачи заявления.
3. В целях настоящей статьи суммы инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 2191 настоящего Кодекса, и имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, определяются исходя из сведений, имеющихся в распоряжении налоговых органов, представленных налоговыми агентами или банками, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором
у налогоплательщика возникло право на соответствующий вычет, по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов,
в случае присоединения таких налоговых агентов или банков к правилам обмена информацией, размещенным указанным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Налоговый орган формирует в личном кабинете налогоплательщика данные для заполнения заявления или направляет через личный кабинет налогоплательщика сообщение о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием соответствующих причин:
не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, - в отношении сведений, представленных до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
в течение 20 рабочих дней, следующих за днем представления сведений, - в отношении сведений, представленных после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Проверка соблюдения требований, предусмотренных установленным настоящей статьей порядком, а также иных условий получения налоговых вычетов, установленных соответствующими статьями Кодекса, на основании представленного налогоплательщиком заявления осуществляется в форме камеральной налоговой проверки
в соответствии с положениями статьи 88 настоящего Кодекса.
При одновременном представлении налогоплательщиком заявления (нескольких заявлений) и налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за один налоговый период камеральная налоговая проверка в отношении каждого документа начинается с даты регистрации соответствующего документа в налоговом органе согласно очередности их направления налогоплательщиком в налоговый орган.
Повторное предоставление налогового вычета в отношении уже заявленных расходов не допускается.
При наличии в налоговом органе в отношении одного налогоплательщика нескольких документов, содержащих сведения о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса за один налоговый период, очередность их учета налоговым органом в целях определения размера налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в упрощенном порядке, определяется исходя из даты их представления в налоговые органы.
5. В случае, если по результатам проверки заявления не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение трех дней после окончания проверки принимает решение о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке.
В случае выявления уполномоченными должностными лицами налоговых органов нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки заявления оформление результатов и вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 100 и 101 настоящего Кодекса.
Одновременно с решением, вынесенным налоговым органом в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, налоговый орган принимает решение о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично) или решение об отказе в предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке.
6. На основании принятого решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично) налоговым органом производится возврат суммы излишне уплаченного налога на указанный налогоплательщиком в заявлении банковский счет.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке при наличии у него недоимки по налогу, иным налогам или задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке принимается налоговым органом не позднее двух дней, следующих за днем принятия решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке оформляется на основании решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично) и подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства не позднее десяти дней со дня принятия налоговым органом указанного решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета считая с 20-го дня после принятия решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично) начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
7. В случае представления налоговым агентом или банком уточненных сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, приводящих к уменьшению суммы налога, возращенной налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на основании решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке, налоговый орган в течение пяти дней после получения указанных сведений принимает решение об отмене решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке,
а также решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в связи
с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке (в случае зачета суммы налога).
О принятых решениях налоговый орган информирует налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика не позднее трех дней со дня принятия соответствующих решений.
Одновременно с указанными в абзаце первом настоящего пункта решениями налоговый орган направляет налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика требование о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке, включая проценты, предусмотренные пунктом 6 настоящей статьи (в случае их уплаты) (далее - требование о возврате).
На суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:
1) фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке;
2) принятия решения о зачете суммы налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке - в случае зачета суммы налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке.
8. Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение 30 календарных дней с даты его направления налоговым органом.
9. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком сумм, указанных в требовании о возврате, в установленный срок взыскание таких сумм производится в порядке, установленном статьей 48 настоящего Кодекса.";
5) абзац первый пункта 15 статьи 2261 изложить в следующей редакции:
"15. Налоговый агент по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, обязан сообщить об открытии индивидуального инвестиционного счета или о закрытии индивидуального инвестиционного счета, в том числе в случае закрытия индивидуального инвестиционного счета с переводом всех активов, учитываемых на таком индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу иным налоговым агентом, с указанием сумм денежных средств, внесенных на закрытый индивидуальный инвестиционный счет,
в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней
со дня соответствующего события в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи.".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц и распространяется на налоговые вычеты, право
на которые возникло у налогоплательщика с 1 января 2020 года,
за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Положения пункта 4 статьи 2191 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу с 1 января 2021 года.
3. Положения абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

Президент
Российской Федерации



Подробнее: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1075007-7

Смотреть все новости