Ажур Аудит - персональный аудит
26 ноября 2022г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"
156 636 026 , 21 руб.

Наши клиенты о нашей работе
Галина Николаевна
Бесконечно рада долголетнему знакомству с Вами! Профессионально необходимому и Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
17.11.2022
НДФЛ с путевок на лечение Подробнее
11.11.2022
НДФЛ учредителей, выход из ООО и сроки владения долями Подробнее
Архив новостей

22.08.2022

НДФЛ и фрилансеры/дистанционщики: резидентство договаривающегося государства и центр жизненных интересов

Рассмотрим например ситуацию когда дистанционщик работает из Казахстана и стал нерезидентом:

Заграничные дистанционные сотрудники платят НДФЛ только в том случае, если они резиденты РФ.

Если они не являются налоговыми резидентами РФ (живут тут менее 183 дней), то НДФЛ не будет.

Между правительствами РФ и Казахстана подписана Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

Там есть такой критерия как "резидент договаривающегося государства".

Критерии определения резидентства устанавливается законодательством каждого государства (РФ и Казахстана).

В конвенции есть понятие "центр жизненных интересов". На него надо ориентироваться, только если по законам обеих стран человек является резидентом.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 03.08.2022 № 03-04-05/74969.




Министерство финансов Российской Федерации

Письмо № 03-04-05/74969 от 03.08.2022



 Вопрос: Об НДФЛ с доходов нерезидента РФ по трудовому договору о дистанционной работе на территории Республики Казахстан.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 04.06.2022 по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно статье 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно статье 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.

Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.

Так, подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, указанные доходы физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция) термин «резидент договаривающегося государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации или создания или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом государстве только в отношении дохода из источников в этом государстве или в отношении находящегося в нем капитала.

Таким образом, в Конвенции указаны возможные критерии определения постоянного местопребывания (резидентства) лиц, на которых распространяется действие Конвенции.

Однако применение того или иного критерия определения резидентства устанавливается национальным законодательством каждого конкретного государства.

Что касается пункта 2 статьи 4 Конвенции, то критерии признания физического лица в качестве резидента договаривающегося государства (в т.ч. критерий «центр жизненных интересов») применяются только для целей самой Конвенции, в случаях если в соответствии с положениями пункта 1 статьи 4 Конвенции физическое лицо исходя из налогового законодательства каждого из договаривающихся государств будет одновременно являться резидентом обоих договаривающихся государств.



Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ

Смотреть все новости