Ажур Аудит - персональный аудит
23 апреля 2025г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"

469 908 078 руб.

  • Налоговые споры любой сложности.
  • Отмена необоснованных начислений, штрафов и пеней.
  • Снижение налоговой нагрузки.



Наши клиенты о нашей работе
Виктория
С Ириной Генриевной работали над предоставлением отчетности по движени Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
22.04.2025
КИК, Отчетность о зарубежных активах за 2024 - Часто задаваемые вопросы Подробнее
18.04.2025
С каких доходов не нужно платить НДФЛ в 2024 Подробнее
Архив новостей

13.11.2024

НДФЛ лиц с двумя гражданствами и нерезидентов в 2025 году

Как иностранное гражданство российского налогоплательщика может повлиять на его налоговое резидентство в РФ, как платят НДФЛ удаленщики-релоканты и как платят налоги релоканты ИП и самозанятые.

Кто считается налоговым резидентом и как период пребывания влияет на статус налогового резидента РФ, определено в п. 2 ст. 207 НК РФ. Согласно названного пункта НК РФ, «налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья».

Из содержания п. 2 ст. 207 НК РФ видно, что статус налогового резидента не привязан к гражданству физического лица (налогоплательщика). Единственный критерий для определения налогового резидентства - срок пребывания на территории РФ. ФНС России в своих письмах это неоднократно подтверждала (например, в Письме № ШЮ-4-17/16342@ от 27.12.2023г.).

В 2025 году от всех доходов работника (работающего удаленно с территории иностранного государств по трудовому или гражданско-правовому договору) от источников в РФ НДФЛ рассчитывается следующим образом:

Если сумма соответствующих доходов за налоговый период не превысит 2,4 млн руб. - 13%;
Если сумма соответствующих доходов за налоговый период будет более 2,4 млн руб., но менее 5 млн руб. - 312 тыс руб. и 15% от Σ соответствующих доходов свыше 2,4 млн руб.;
Если сумма соответствующих доходов за налоговый период более 5 млн руб., но менее 20 млн руб. - 702 тыс руб. и 18% от Σ соответствующих доходов свыше 5 млн руб.;
Если сумма соответствующих доходов за налоговый период более 20 млн руб., но менее 50 млн руб. - 3 402 тыс. руб. и 20% от Σ соответствующих доходов свыше 20 млн руб.;
Если сумма соответствующих доходов за налоговый период более 50 млн руб. - 9 402 тыс руб. и 22% от Σ соответствующих доходов свыше 50 млн руб.

  Расчет прогрессии для удаленщиков-релокантов осуществляется аналогичен принципу расчета 15-типроцентного НДФЛ. В 2025 и 2026 году, будет также, как и сейчас, повышенная ставка будет применяться только к сумме превышения его дохода над заданными пределами.


Налоговые нерезиденты не платят налоги в РФ по доходам от иностранных источников (ст. 209 НК РФ). Однако гражданин РФ, не являющийся налоговым резидентом, но зарегистрированный как ИП на УСН или ПСН, продолжает исчислять и уплачивать налог в порядке, предусмотренном главами 26.2 и 26.5 НК РФ. Применение УСН или ПСН не зависит от наличия или отсутствия статуса налогового резидента РФ (Письма Минфина России № 03-11-12/50675 от 25.11.2013г. и № 03-11-11/22925 от 24.03.2020г.).

Гражданин РФ, утративший статус налогового резидента РФ может оставаться лицом, зарегистрированным на территории РФ в качестве ИП и имеет право использовать, как ПСН, так и УСН или НПД. Кроме того, такой гражданин может быть зарегистрированным и в качестве плательщика «налога на профессиональный доход» (самозанятого) (4 и/или 6%%) не зависимо от того, есть ли у него статус налогового резидента РФ или нет (ст.5 № 422-ФЗ, Письмо Минфина России от 20.01.2020г. № 03-11-11/2644).

Наличие у гражданина РФ, который утратил статус налогового резидента, статуса ИП не влияет на его налоговое резидентство. Доходы, полученные таким гражданином в иностранной юрисдикции, подлежат налогообложению в данной юрисдикции, а доходы, полученные от источников в РФ обложению в РФ.



Федеральная налоговая служба 

Письмо № ШЮ-4-17/16342@ от 27.12.2023




Федеральная налоговая служба в целях информирования территориальных налоговых органов по вопросам определения статуса налогового резидента/нерезидента Российской Федерации, а также в связи с обращениями граждан по вопросу получения документа, подтверждающего статус налогового резидента или его отсутствие, сообщает следующее.

В отношении критериев определения статуса налогового резидента Российской Федерации сообщаем следующее.

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, налоговый статус физического лица за календарный год определяется исходя из общего времени фактического нахождения этого лица на территории Российской Федерации в календарном году. В случае нахождения физического лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, такое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации в этом календарном году.

Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации, в том числе критериев гражданства или наличия вида на жительство, в настоящее время в Кодексе не содержится. Иностранное гражданство, наличие иностранного вида на жительство и пр. само по себе не свидетельствует об отсутствии статуса налогового резидента Российской Федерации.

Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации, Кодексом не установлено.

Такими документами могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, миграционная карта, табель учета рабочего времени и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации.

В отношении порядка получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, сообщаем следующее.

Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, налогоплательщику необходимо заполнить и направить заявление <1> о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента.

--------------------------------

<1> Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ (далее - Приказ).

В соответствии с Приказом заявление представляется налогоплательщиком (его представителем) в ФНС России или уполномоченный налоговый орган (Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, далее - МИ ФНС России по ЦОД) по форме согласно приложению N 1 к Приказу:

- через интерактивный сервис на официальном сайте ФНС России <2> приоритетно;

--------------------------------

<2> https://service.nalog.ru/nrez/

- по почте в адрес МИ ФНС России по ЦОД: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3.

При получении обращения налогоплательщика по вопросу подачи заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, необходимо приоритетно предоставлять информацию о возможности подачи заявления при помощи интерактивного сервиса на официальном сайте ФНС России. В случае, если подача таким образом невозможна, необходимо информировать о возможности направления заявления по почте в адрес МИ ФНС России по ЦОД.

В отношении предоставления налогоплательщиком документа, подтверждающего отсутствие статуса налогового резидента Российской Федерации (или наличие статуса нерезидента Российской Федерации), сообщаем следующее.

Выдача документа, свидетельствующего об отсутствии статуса налогового резидента Российской Федерации, не предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что отказ в выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, не является подтверждением отсутствия у заявителя статуса налогового резидента Российской Федерации.

В случае необходимости получения от налогоплательщика документов, подтверждающих отсутствие статуса налогового резидента Российской Федерации, в качестве таких документов необходимо запрашивать, например, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, миграционная карта, табель учета рабочего времени и/или другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами Российской Федерации.

Данное письмо необходимо довести до сведения нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА







Министерство финансов Российской Федерации 

Письмо № 03-11-12/50675 от 25.11.2013





Вопрос: О применении ПСН ИП, не являющимся налоговым резидентом РФ, в отношении деятельности по сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, принадлежащих ИП на праве собственности.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения является специальным налоговым режимом, предусматривающим особый порядок определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением вышеуказанной системы налогообложения, и освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Кодекса.

Глава 26.5 Кодекса, регулирующая порядок применения патентной системы налогообложения, не содержит статьи об избежании двойного налогообложения.

В связи с этим нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения не распространяются на патентную систему налогообложения.

Перечень ограничений для применения патентной системы налогообложения не содержит требование о налоговом резидентстве индивидуального предпринимателя.

Исходя из этого, индивидуальный предприниматель, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, вправе применять патентную систему налогообложения в общеустановленном порядке, в том числе в отношении деятельности по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

25.11.2013






Министерство финансов Российской Федерации 

Письмо № 03-11-11/2644 от 20.01.2020


Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 16.01.2020 и по вопросу, связанному с порядком применения налога на профессиональный доход, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Федеральный закон) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом, признаются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — НПД).

Частью 1 статьи 2 Федерального закона установлено, что применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Согласно частям 1 — 3 статьи 5 Федерального закона физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД.

Постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД осуществляют граждане Российской Федерации, а также граждане других государств — членов Евразийского экономического союза.

Ограничения, связанные с применением Федерального закона, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона.

Возможность применения налогоплательщиком специального налогового режима НПД не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН

Смотреть все новости