Ажур Аудит - персональный аудит
2 марта 2024г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"
156 636 026 , 21 руб.

Наши клиенты о нашей работе
Виктория
С Ириной Генриевной работали над предоставлением отчетности по движени Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
22.02.2024
Социальный вычет на обучение супруга/супруги Подробнее
16.02.2024
Изменения в НДФЛ на доходы паевых инвестиционных фондов (ПИФ) Подробнее
Архив новостей

28.12.2022

Негосударственную пенсию за счет взносов родственников освободили от НДФЛ

Пенсии по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) освободили от НДФЛ, если договор с НПФ заключает человек в пользу членов семьи или близких родственников.

Закон с такой поправкой в НК РФ принят сразу во втором и третьем чтениях.

К числу родственников, в пользу которых можно заключить договор о будущей пенсии, необлагаемой НДФЛ, относятся:

супруги;
родители;
дети;
дедушки;
бабушки;
внуки;
братья и сестры.
Поправки внесли в статью 213.1 НК РФ.


https://sozd.duma.gov.ru/bill/101376-8





0 внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
«О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
«О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначения
негосударственных пенсий»
Статья 1
Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2002, № 22,
ст. 2026; 2005, № 1 (часть I), ст. 30; 2007, № 31, ст. 4013; 2008, № 18, ст. 1942;
2015, № 27, ст. 3968; 2018, № 18, ст. 2583; 2020, № 31 (часть I), ст. 5024; № 48,
ст. 7627; 2021, № 27 (часть I), ст. 5137) следующие изменения:
1) В статье 213.1 абзац третий пункта 2 после слов «в пользу других лиц»
дополнить словами «, за исключением сумм пенсий, выплачиваемых по
договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным
физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими
негосударственными пенсионными фондами в пользу членов семьи и (или)
близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской
Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и
усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных
(имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов,
находящихся под опекой (попечительством);
2) Предложение первое абзаца четвертого пункта 16 статьи 255 изложить в
новой редакции:
«негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения
пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных
счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или)
добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или)
застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, дающих право на получение
негосударственной пенсии, и в течение периода действия пенсионных
оснований.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона распространяется на
правоотношения, возникшие из договоров негосударственного пенсионного
обеспечения, заключенных начиная с 1 января 2019 года.
Президент
Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального
закона «О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам
назначения негосударственных пенсий»
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
«О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначения
негосударственных пенсий» (далее - законопроект) разработан с целью
приведения в соответствие норм Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) положениям Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ
«О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции Федерального закона
от 18 марта 2020 года № 61-ФЗ «О внесении изменений в статью 10
Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам
назначения негосударственных пенсий»).
Законопроектом предлагается установить налоговые льготы на
пенсионные выплаты по договорам, заключенным физическими лицами с
имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными
пенсионными фондами в пользу членов семьи и (или) близких родственников в
соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ)
(супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных,
дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих
отца или мать) братьев и сестер), детей - инвалидов, находящихся под опекой
(попечительством).
Законопроектом предусматривается дополнить статью 213.1 части второй
НК РФ положениями, согласно которым пенсионные выплаты, получаемые по
указанным договорам, не учитываются при определении налоговой базы для
взимания налога на доходы физических лиц.
В настоящее время при определении налоговой базы для взимания налога
на доходы физических лиц не учитываются только суммы пенсионных выплат,
выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения,
заключенным непосредственно физическими лицами с имеющими
соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными
фондами, в свою пользу.
Таким образом, представленный законопроект в части внесения
изменений в статью 213.1 части второй НК РФ направлен на стимулирование
заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения в пользу
членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с СК РФ, детей -
инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), например,
неработающих супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и
усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных
(имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, детей-инвалидов,
находящихся под опекой (попечительством), что приведет к увеличению
пенсионного коэффициента замещения и росту дохода этих категорий граждан
при достижении пенсионных оснований.
Важно отметить, что аналогичные по своей сути льготы уже были введены
ранее принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ
«О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных
бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в
отношении страховых выплат, осуществляемых по договорам страхования
жизни, заключенным в пользу членов семьи и близких родственников в
соответствии с СК РФ. Настоящий законопроект фактически расширяет эти
льготы на такую важную и социально значимую услугу, как негосударственное
пенсионное обеспечение. Проект данного закона в указанной части нацелен на
установление положений, стимулирующих развитие добровольных форм
пенсионного обеспечения, разработанных в целях создания дополнительных
стимулов для формирования добровольных пенсионных сбережений.
Согласно действующей редакции абзаца четвертого пункта 16 статьи 255
НК РФ взносы работодателей по договорам негосударственного пенсионного
обеспечения учитываются в составе расходов для целей налогообложения
прибыли при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет
пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных
пенсионных фондов и при наступлении у участника пенсионных оснований,
предусмотренных законодательством Российской Федерации на дату
заключения соответствующих договоров, дающих право на установление
пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) страховой
пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.
В то же время Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 61-ФЗ
«О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О негосударственных
пенсионных фондах» по вопросам назначения негосударственных пенсий»
(далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) изменены основания приобретения
участником права на получение негосударственной пенсии.
Ранее пенсионные основания в пенсионных договорах определялись
законодательством Российской Федерации на момент заключения указанных
договоров. В настоящий момент в соответствии с частью первой статьи 10
Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах» (в редакции Федерального закона № 61-ФЗ)
«Пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются основания
приобретения участником права на получение негосударственной пенсии,
установленные указанными договорами в соответствии с настоящим
Федеральным законом».
Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями возраст, дающий
право на приобретение права на получение негосударственной пенсии,
составляет 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно, если иной возраст
и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии,
не установлены пенсионными договорами в соответствии с частями третьей -
пятой статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ
«О негосударственных пенсионных фондах». Так, например, статьей 10
предусматривается, что в договоре негосударственного пенсионного
обеспечения может содержаться более высокий возраст выхода на
негосударственную пенсию, но не выше установленного для страховой пенсии.
Для определенных категорий участников, указанных в части четвертой статьи 10
Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах», может быть предусмотрено право на получение
негосударственной пенсии ранее достижения возраста, предусмотренного
частями второй и третьей указанной статьи.
При этом пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 61-ФЗ
предусматривает, что действие положений статьи 10 Федерального закона от
7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в
редакции Федерального закона № 61-ФЗ) распространяется на правоотношения,
возникшие из договоров негосударственного пенсионного обеспечения,
заключенных в период с 1 января 2019 года до дня вступления в силу
Федерального закона № 61-ФЗ.
Вместе с тем, нормы НК РФ в части учета взносов на негосударственное
пенсионное обеспечение для целей налогообложения прибыли не изменились, в
связи с чем, взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения,
предусматривающему назначение негосударственной пенсии ранее срока
выхода на страховую пенсию и (или) пенсию по государственному пенсионному
обеспечению, не могут быть учтены при налогообложении прибыли в
соответствии с действующей редакцией НК РФ.
Таким образом, в настоящее время в соответствии с действующим
правовым регулированием, работники, занятые у работодателей - вкладчиков,
пенсионные программы которых предусматривают выплату негосударственной
пенсии по достижении возраста 55 и 60 лет для женщин и мужчин
соответственно, оказались в наиболее уязвимом положении, т.к. пенсионный
возраст для назначения страховой пенсии увеличился.
В этой связи, законопроектом предусмотрено внесение изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации, корреспондирующих с нормами
Федерального закона № 61-ФЗ в части пенсионных оснований.
Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией
Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных
договоров Российской Федерации.



ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О внесении изменений в статью 10
Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»
по вопросам назначения негосударственных пенсий»


Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
«О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначения
негосударственных пенсий» не повлечет дополнительных расходов из
федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) в целях установления положений, стимулирующих развитие
добровольных форм пенсионного обеспечения» не повлечет дополнительных
расходов и выпадения значительных доходов из федерального бюджета и
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По аналогии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ (часть вторая),
предусмотренной для договоров добровольного страхования жизни,
предлагается установить норму об исключении налогообложения по
пенсионным выплатам участникам по договорам негосударственного
пенсионного обеспечения, если пенсионные взносы уплачиваются вкладчиком -
физическим лицом в пользу членов семьи и (или) близких родственников в
соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ)
(супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных,
дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих
отца или мать) братьев и сестер), детей - инвалидов, находящихся под опекой
(попечительством).
В текущий момент времени отсутствие данной нормы приводит к
очевидным неудобствам для физических лиц, желающих формировать
пенсионного обеспечения, даже если данные
взносы финансируются членами семьи или близкими родственниками.
Учитывая глубокий социальный контекст задачи негосударственного
пенсионного обеспечения, включая, но не ограничиваясь, формирование
последующих пенсий для родственников предпенсионного или пенсионного
возраста, формирование пенсионного капитала для детей и т.д. представляется
необходимым выровнять права граждан при осуществлении взносов на
негосударственное пенсионное обеспечение в пользу членов семьи и (или)
близких родственников в соответствии с СК РФ, детей - инвалидов,
находящихся под опекой (попечительством) по аналогии с действующей нормой
добровольным страхованиям жизни.
Реализация данной меры не приведет к формированию выпадающих
доходов из консолидированного бюджета Российской Федерации, поскольку
объем налога на доходы физических лиц, потенциально уплачиваемый
участниками - физическими лицами при получении пенсионных выплат по
договорам негосударственного пенсионного обеспечения, где вкладчиками
выступают члены семьи и (или) близкие родственники ничтожно мал.
По приблизительным подсчётам общее количество договоров
негосударственного пенсионного обеспечения в пользу третьих лиц,
являющихся членами семьи и (или) близкими родственниками, для всех фондов
не превышает 3 тыс. штук на общую сумму около 115 млн. рублей, из них
договоров в пользу третьих лиц, являющихся членами семьи и близкими
родственниками в соответствии с СК РФ, в пользу детей - инвалидов,
находящихся под опекой (попечительством), ещё меньше. Это, в том числе
связано с тем, что во избежание дополнительного налога на доходы физические
лица-выгодоприобретатели, как правило, вносят взносы по пенсионному
договору самостоятельно.
Помимо прочего, реализация данной меры послужит стимулом для
дальнейшего развития рынка негосударственного пенсионного обеспечения,
даст возможность улучшить качество пенсионного продукта для физических
лиц.
Усиление предложения негосударственного пенсионного обеспечения для
физических лиц, возможность формировать пенсионные сбережения для членов
семьи и родственников, а также в пользу детей - инвалидов, находящихся под
опекой (попечительством), расширят гражданам инструментарий для
самостоятельного финансового планирования и потенциально будут
способствовать снижению нагрузки на государственную пенсионную систему.
В связи с увеличением пенсионного возраста в Российской Федерации для
назначения страховой пенсии (60/65 лет), Федеральным законом от 18 марта
2020 года № 61-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
«О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначения
негосударственных пенсий» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) были
изменены основания приобретения участником права на получение
негосударственной пенсии (предусмотрена возможность назначения
негосударственной пенсии при достижении возраста 55/60 лет - при достижении
возраста для назначения накопительной пенсии). Вместе с тем, нормы НК РФ в
части учета взносов на негосударственное пенсионное обеспечение для целей
налогообложения прибыли (абзац 4 пункта 16 статьи 255 Ж РФ) не изменились
вслед за Федеральным законом от № 61-ФЗ. В связи с чем, вкладчики -
юридические лица утратили возможность относить к расходам на оплату труда
(абзац 4 пункта 16 статьи 255 НК РФ) взносы по договорам негосударственного
пенсионного обеспечения, предусматривающим назначение негосударственной
пенсии при достижении возраста для назначения накопительной пенсии (55/60
лет), т.е. ранее срока выхода на страховую пенсию и (или) пенсию по
государственному пенсионному обеспечению (60/65 лет), как это было ранее -
до увеличения пенсионного возраста в Российской Федерации.
В настоящий момент количество договоров негосударственного
пенсионного обеспечения, заключенных юридическими лицами в рамках
корпоративных пенсионных планов и вступивших в силу после 01 января 2019
года с установленными пенсионными основаниями 55/60, составило около 250
договоров для 185 тыс. сотрудников этих предприятий на сумму около 15 млрд.
рублей, что соответствует расходам организаций, уменьшающих налоговую
базу по налогу на прибыль, в размере около 5 млрд. руб. ежегодно. При этом
размер налога на прибыль, с учетом расходов организаций на негосударственное
пенсионное обеспечение, мог бы составить около одного миллиарда рублей
ежегодно.
Принятие изменений в НК РФ, корреспондирующих с нормами
Федерального закона № 61-ФЗ в части возникновения у участников права на
назначение негосударственной пенсии, не приведет к увеличению перечня видов
договоров, пенсионные взносы по которым относятся к расходам на оплату
труда, а также к формированию дополнительных выпадающих доходов из
консолидированного бюджета Российской Федерации по отношению к системе
налогообложения по пенсионным договорам, действовавшей до 01 января 2019
года. Размер выпадающих доходов федерального бюджета и бюджетов
Российской Федерации останется в объеме, не превышающем размер 1 млрд.
рублей ежегодно.

Смотреть все новости