25.03.2022
Продажа недостроенной квартиры. Как платить НДФЛЕсли вы не дождались, когда достроят новостройку и продали будущую квартиру в недостроенном доме, придется платить НДФЛ, но не со всей суммы, а с учетом ваших расходов.
Применить вычет 1 млн рублей, как при продаже готовой квартиры, нельзя.
Дело в том, что квартира — это имущество, а право на нее в несданном доме — это имущественное право. НДФЛ с продажи имущества и имущественного права считается по-разному.
По имущественному права вычета на 1 млн нет, есть только фактические расходы.
Об этом сообщает Минфин в письме № 03-04-05/25265 от 29.03.2022.
Причем что касается долевого строительства, то право на учет расходов при переуступке четко прописано в НК, чего не скажешь про другие цессии.
Впрочем, в письме ФНС № СД-19-11/11@ от 19.01.2022 говорится, что хотя НК и не предусматривает уменьшение дохода на расходы, но уменьшить все-таки можно. Причина — судебная практика. Люди подают в суд и выигрывают.
Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-04-05/25265 от 29.03.2022
Вопрос: Об НДФЛ с доходов, полученных при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 26.01.2022 по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период:
от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса;
от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
При этом пунктом 2 статьи 38 Кодекса установлено, что под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для целей Кодекса не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг.
Учитывая изложенное, положения пункта 17.1 статьи 217 Кодекса к доходам, полученным при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве, не применяются.
Согласно статье 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.
При этом по общему принципу, закрепленному в статье 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В то же время подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса установлено право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, в частности, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).
На основании абзаца второго подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением такого права требования.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
Федеральная налоговая служба
Письмо № СД-19-11/11@ от 19.01.2022
Вопрос: Об НДФЛ при уступке прав требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию).
Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 18.10.2021 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
При уступке прав требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) у физического лица — цедента возникает доход в размере полученных от цессионария денежных средств, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В силу пункта 3 статьи 210 Кодекса основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса учет произведенных налогоплательщиком расходов при уступке прав требования предусмотрен только в отношении договоров участия в долевом строительстве (договоров инвестирования долевого строительства или других договоров, связанных с долевым строительством).
Возможность учета физическими лицами расходов по сделке уступки права требования (цессии) в рамках иных договоров при определении налоговой базы при получении доходов в виде денежных средств, поступивших цеденту от цессионария, статьями 218 — 220 Кодекса прямо не предусмотрена.
Вместе с тем согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Учитывая сложившуюся судебную практику, а также в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования долга, в частности, по договору банковского вклада, в силу положений статьи 41 Кодекса налогооблагаемой базой в данном случае, по мнению ФНС России, является экономическая выгода в виде разницы между доходом, полученным по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.
Данные разъяснения содержат общий порядок применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения доходов физических лиц, который не учитывает конкретные обстоятельства и условия.
При рассмотрении вопроса о правильности определения налогоплательщиком размера налоговой базы и реализации им прав на налоговые вычеты, на исключение доходов из объекта налогообложения (освобождение от налогообложения) налоговые органы оценивают всю совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и конкретные документы, представленные налогоплательщиком для подтверждения права на вычеты и (или) освобождения от налогообложения.
Учитывая, что Вами не представлены документы и сведения, необходимые для оценки конкретных обстоятельств, дать исчерпывающие разъяснения по существу поставленного вопроса не представляется возможным.
Одновременно ФНС России информирует, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
В этой связи с вопросами и предложениями в части изменения налогового законодательства Вы вправе обратиться в Минфин России.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН