Валютный контроль в 2020 году в отношении физических лиц
Уведомления об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по формам, утвержденным приказом ФНС России от 28 августа 2018 г. № ММВ-7-14/507@.
Форма уведомления об открытии (закрытии)
ZIP (61 КБ)
Форма уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации
XLS (265 КБ)
Резидент вправе представить уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), несколькими способами:
· в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
· лично;
· по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
· через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий).
Представление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Непредставление в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет административную ответственность по ч. 2.1
ст. 15.25 КоАП РФ.
Представление физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации
Представление физическими лицами - резидентами отчетности о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, регламентируется:
· частями 7, 8 и 9 ст. 12 Закона № 173-ФЗ. С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 218-ФЗ218-ФЗ на физических лиц-резидентов возложена обязанность представлять отчеты о движении денежных средств по счетам в банках за пределами Российской Федерации;
· Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком отчеты представляются ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.
В случае закрытия счета (вклада) в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года (или с даты открытия счета (вклада) в отчетном году) по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, не позднее одного месяца со дня закрытия счета (вклада).
Отчет может быть представлен:
· лично физическим лицом – резидентом;
· через уполномоченного представителя (полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации);
· по почте;
· в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru).
Отчет может представляться без приложения подтверждающих документов.
В случае представления недостоверных сведений, указанных физическим лицом - резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме в соответствии с п. 11 Порядка налоговый орган вправе направить уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета.
При этом налоговый орган в целях осуществления валютного контроля имеет право запрашивать и получать подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). Подтверждающими документами могут являться банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, подтверждающие сведения, указанные в отчете.
Подтверждающие документы и информация должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и представлены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля». Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Все документы должны быть действительными на день представления. По запросу органа валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются органам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Информация представляется резидентами и нерезидентами органам валютного контроля на русском языке в объеме, установленном в запросе органа валютного контроля. Она должна непосредственно относиться к проводимой валютной операции и быть действительной на день представления ее органам валютного контроля.
Отчет представляется по всем счетам (вкладам) в одном экземпляре (за исключением случая представления отчета на бумажном носителе в целях получения отметки налогового органа о принятии отчета).
Согласно Порядку, количество листов № 2, представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству счетов (вкладов), открытых физическим лицом – резидентом в зарубежных банках.
В случае открытия общего (совместного) счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, Отчет представляется каждым физическим лицом – резидентом.
Необходимо отметить, что при заполнении в таблице листа № 2 отчета, суммы операций по счету указываются в тысячах единиц валюты (например, 150 ЕВРО указываются как 0,15 тыс. ЕВРО).
Обязанность физического лица - резидента представить налоговому органу Отчет считается исполненной, если физическим лицом - резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.
Соответствующая обязанность установлена в отношении физических лиц, имеющих статус резидента.
В соответствии с Законом физическими лицами - резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами РФ (в ред. проекта Федерального закона № 287822-7), а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дня (в ред. проекта Федерального закона № 287822-7).
За нарушение физическими лицами-резидентами порядка представления в налоговые органы по месту своего учета отчета по движению средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации налагается административная ответственность, установленная ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
За нарушение сроков представления физических лиц отчетов установлена дифференцированная ответственность в зависимости от количества дней просрочки представления отчета (ч. 6.1 – 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ):
· на срок не более чем на 10 дней;
· на срок более чем на 10 дней, но не более чем 30;
· на срок не более чем на 30 дней.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации налагается административная ответственность, установленная ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Осуществление валютных операций
Перечень операций, отнесенных к числу валютных, установлен пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ.
К валютным операциям относятся:
· приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей (т.е. иностранной валюты и внешних ценных бумаг) на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа (пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ);
· перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации (пп. «ж» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ);
· перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации (пп. «з» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
· приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
· приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «в» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
· ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (пп. «г» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ);
· перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации (пп. «д» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ);
· перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации (пп. «е» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ);
· перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации (пп. «и» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
Законом № 173-ФЗ предусмотрен ряд ограничений при осуществлении валютных операций, а именно:
· валютные операции между резидентами запрещены, за исключением перечня разрешенных между резидентами валютных операций, приведенных в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
· валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
· валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 173-ФЗ, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ.
По общему правилу, установленному ст. 14 Закона № 173-ФЗ, валютные операции должны осуществляться через банковские счета в уполномоченных банках и через счета в банках за пределами территории Российской Федерации в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях.
Порядок осуществления валютных операций с использованием счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации регламентирован ст. 12 Закона № 173-ФЗ.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках установлены ст. 14 Закона № 173-ФЗ.
За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации налагается административная ответственность, установленная ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ – административный штраф на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Полная информация представлена на официальном сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/exchange_controls/