Владение землей и НДФЛ, что нужно знать?
Ажур Аудит - персональный аудит
25 октября 2021г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"
156 636 026 , 21 руб.

Наши клиенты о нашей работе
Галина Николаевна
Бесконечно рада долголетнему знакомству с Вами! Профессионально необходимому и Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
19.10.2021
Новое в сфере госрегистрации недвижимости Подробнее
18.10.2021
ФНС напомнила об обязанности физлиц сообщать об объектах налогообложения Подробнее
Архив новостей

11.10.2021

Владение землей и НДФЛ, что нужно знать?

Если объединить два участка земли в один, срок владения для НДФЛ обнуляется. А значит при продаже этого нового участка (который фактически никакой не новый) придется платить НДФЛ.

Такие разъяснения дает ФНС в письме № БС-19-11/354@ от 01.10.2021.

Дело в том, что по Земельному кодексу при объединении смежных земельных участков образуется один новый земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается.

У человека возникает право собственности на новый участок с новым кадастровым номером. И срок владения начинает идти с даты регистрации в ЕГРН.
Если этот срок будет менее 5 лет к моменту продажи, доход будет облагаться НДФЛ.
При этом его можно уменьшить на вычет (до 1 млн рублей) или на фактические расходы на покупку этой земли.

Но в любом случае придется сдать декларацию до 30 апреля. Если будет НДФЛ к уплате, его надо заплатить до 15 июля.


На основании пунктов 1 и 2 статьи 11.4 ЗК при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Если участок земли разделить на части для продажи, то сроки владения этими частями начинаются с момента разделения, а значит с дохода от их продажи взимается НДФЛ.


На сайте РОИ ранее была опубликована инициатива, призывающая поменять закон, чтобы срок владения новыми участками после разделения исчислялся с момента владения первоначальным земельным участком.

Голосование закончилось 27-05-2020

За инициативу подано: 409 голосов
Против инициативы подано: 43 голоса

К сожалению, это всего 0.4% голосов от необходимого для рассмотрения количества, что свидетельствует о низкой политической активности населения страны.
Ниже приведен текст инициативы:


Инициатива № 77Ф53220 Уровень инициативы: Федеральный
Пролонгация срока владения земельным участком после его разделения в первоначальных границах


Согласно статьи 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более. Но, если такой участок земли разделить на части для продажи, то сроки владения этими частями начинаются с момента разделения, а значит с дохода от их продажи взимается налог.

Таким образом, продав целый участок и получив больший доход собственник освобождается от налога, а продав только часть его и получив меньший доход ему вменяется налог. Это не справедливо и не логично.

Предлагаю в статью 11.4. ЗК РФ п.1 внести дополнение: срок владения образующимися в результате деления участка новыми участками исчислять с момента владения первоначальным земельным участком.


Практический результат
Восстанавливается право налогоплательщика на освобождение от налога на доход от продажи земельного участка, находящегося во владении в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.


Решение
Предлагается в статью 11.4. ЗК РФ п.1 внести дополнение: срок владения образующимися в результате деления участка новыми участками исчислять с момента владения первоначальным земельным участком.


Напомним, что Российская общественная инициатива (РОИ) – интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации и голосования по ним. Схема и принципы работы РОИ следующие:


Гражданин подает общественную инициативу
Общественная инициатива – предложение гражданина России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Может быть федерального, регионального или муниципального уровня.

Предварительная модерация
Модераторы РОИ проверяют инициативу на соответствие Правилам (утверждены Указом Президента РФ N 183 от 04.03.2013). Срок предварительного рассмотрения – не более 2 месяцев.

Размещение на сайте РОИ для голосования
Инициатива размещается на интернет-ресурсе РОИ (www.roi.ru) с присвоением уникального номера и становится доступна для голосования. Сбор голосов в поддержку инициативы осуществляется в срок не более 1 года со дня размещения.

Сбор необходимого количества голосов в поддержку
В зависимости от уровня инициативы (федеральный, региональный или муниципальный) установлены следующие значения по необходимому количеству голосов ЗА:

Федеральный уровень – не менее 100 000 (сто тысяч).
Региональный уровень – для регионов с населением свыше 2 млн. – 100 000 (сто тысяч), для остальных – 5% от населения региона.
Муниципальный уровень – 5% от населения муниципалитета.
Рассмотрение экспертной рабочей группой соответствующего уровня
Если инициатива в установленный срок набирает необходимое количество голосов в поддержку, то она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня. Срок принятия решения по инициативе – не более 2 месяцев со дня направления.

Решение о мерах по реализации инициативы или ее отклонение
Экспертная рабочая группа принимает мотивированное решение о реализации или отклонении инициативы. Решение и его обоснование размещаются на сайте РОИ.

Федеральная налоговая служба 

Письмо № БС-19-11/354@ от 01.10.2021

Вопрос: Об НДФЛ и земельном налоге при продаже участка, образованного при объединении земельных участков и находившегося в собственности менее минимального срока владения.


Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев повторное обращение от 24.08.2021 по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) при продаже земельного участка и исчисления земельного налога, сообщает следующее.

Налог на доходы физических лиц.

Согласно статье 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.


При этом на основании статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, поскольку при объединении земельных участков возникает новый объект права собственности, которому присваивается новый кадастровый номер, а данные объекты прекращают свое существование, срок нахождения в собственности образованного при таком объединении земельного участка исчисляется с даты его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

На основании пункта 2 статьи 217.1 Кодекса доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от обложения НДФЛ при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Пунктом 3 статьи 217.1 Кодекса установлены случаи, при которых минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года.

В случаях, не указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Положениями пункта 3 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Кодекса установлено, что при получении физическим лицом дохода от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, у такого физического лица возникает обязанность по представлению налоговой декларации по НДФЛ.

Налоговая декларация представляется физическим лицом не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту жительства физического лица. Общая сумма НДФЛ, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Пунктом 3 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что для доходов, в отношении которых пунктом 1 статьи 224 Кодекса установлена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных, в частности, на сумму имущественных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 220 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, который предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, земельных участков или доли (долей) в них, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

При этом вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Доходы, превышающие размер примененного налогового вычета, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода.

По сведениям, поступившим от регистрирующих органов в рамках пункта 4 статьи 85 Кодекса, физическое лицо произвело объединение земельных участков в один земельный участок. Земельный участок принадлежал налогоплательщику с 20.03.2020 по 29.01.2021.

При указанных обстоятельствах у физического лица возникают обязанности самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, представить в налоговый орган по месту жительства (в Инспекцию) налоговую декларацию по НДФЛ до 30.04.2022 и уплатить исчисленный НДФЛ в соответствующий бюджет до 15.07.2022.

Учитывая, что к рассматриваемому обращению не был представлен полный комплект документов, имеющих значение, настоящее письмо описывает общий порядок налогообложения дохода, полученного от реализации объекта недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее установленного минимального срока владения объектом недвижимого имущества.

Земельный налог.

Порядок исчисления земельного налога определен главой 31 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельные участки подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом N 218-ФЗ порядке.

Порядок налогообложения имущества предусматривает использование налоговыми органами сведений (в том числе о кадастровом номере и периоде владения), содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах (реестрах, кадастрах и т.п.), представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 391 Кодекса), в рамках регулярного информационного взаимодействия с налоговыми органами, а также по их запросам в соответствии с пунктами 4, 13 статьи 85 Кодекса.

Таким образом, при исчислении земельного налога физическим лицам налоговые органы не уполномочены изменять период владения или кадастровый номер земельного участка.

Дополнительно сообщается, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах бюджетной и налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.



Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Смотреть все новости