Ажур Аудит - персональный аудит
2 марта 2024г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"
156 636 026 , 21 руб.

Наши клиенты о нашей работе
Виктория
С Ириной Генриевной работали над предоставлением отчетности по движени Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
22.02.2024
Социальный вычет на обучение супруга/супруги Подробнее
16.02.2024
Изменения в НДФЛ на доходы паевых инвестиционных фондов (ПИФ) Подробнее
Архив новостей

16.08.2023

Социальные вычеты с 2024 года: ответственность за недостоверные сведения

В рамках основных направлений налоговой политики России на 2023—2024 годы был принят закон с многочисленными дополнениями и изменениями в НК. Он упростил порядок получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ и одновременно установил с 2024 года штраф за недостоверные сведения. Кому он может грозить, за что и в каком размере?

Почему ввели штраф

Теперь организации и ИП, предоставившие услугу, по которой положен социальный вычет, могут самостоятельно передавать в ФНС сведения, необходимые для получения гражданами вычета.

В свою очередь, налогоплательщикам-физлицам для получения такого вычета достаточно направить в налоговую инспекцию по месту жительства только заявление на вычет.

Речь идет о расходах на самые востребованные социальные вычеты:


Вся информация, необходимая для проверки права физлица на социальный вычет, поступает в налоговые органы с его согласия напрямую от организаций и ИП, оказывающих соответствующие услуги (при наличии у них технической возможности на такое взаимодействие с ФНС). Как видно, в основном это клиники, вузы, страховые компании, спортивные организации и т. д.

Такое получение сведений — напрямую от их поставщиков — позволяет предоставлять соцвычет проактивно. То есть полностью исключить трудозатраты человека на сбор подтверждающих документов, заполнение и сдачу налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

Информацию о результатах проверки поступивших сведений размещают в личном кабинете налогоплательщика.

ФНС уточнила, что все эти нововведения распространяются на расходы, понесённые физлицами-плательщиками подоходного налога с 2024 года. То есть с вычетов за 2024 год и далее.

Таким образом, роль организаций и ИП, оказывающих услуги, подпадающие по НК под соцвычет, существенно возросла. Поэтому для них с 1 января 2024 года в новой ст. 126.3 НК ввели налоговую ответственность в виде штрафа.

Состав нарушения

Согласно ст. 126.3 НК, это представление организациями и индивидуальными предпринимателями налоговому органу недостоверных сведений для целей получения плательщиками социальных вычетов в упрощенном порядке в рамках процедуры, установленной ст. 221.1 НК.

Такие недостоверные сведения касаются фактических понесённых налогоплательщиком расходов за оказанные услуги, отражённые в документах. Как известно по практике, имеется в виду завышение в соответствующих справках сумм.

Сведения для соцвычетов компании и ИП направляют в налоговый орган по месту своего нахождения, в том числе месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства предпринимателя в электронной форме в порядке и по форматам, которые утверждены ФНС.

На кого распространяется штраф
Это организации и ИП, указанные в абз. первом п. 3.1 ст. 221.1 НК. А именно:


Размер штрафа

За недостоверные сведения для соцвычета он составляет 20% от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением вычета в упрощенном порядке на основании представленных организациями и ИП недостоверных сведений.

Когда штрафа не будет

Однако согласно п. 2 ст. 126.3 НК, есть шанс избежать штрафа при соблюдении одновременно 2 условий. Так, от ответственности освободят, если организация/ИП:

сами выявили ошибки;
указанные уточненные документы представили в ИФНС до момента, когда они узнали об обнаружении налоговым органом недостоверности сведений.
То есть оштрафуют только за умышленную «ошибку» в документе с суммой оплаты за услуги.

Смотреть все новости