Ажур Аудит - персональный аудит
18 мая 2024г.
Мы вернули из бюджета РФ
участникам программы "Персональный аудит"
156 636 026 , 21 руб.

Наши клиенты о нашей работе
Виктория
С Ириной Генриевной работали над предоставлением отчетности по движени Подробнее
Лесскис Н.А.
Очень благодарна И.Г. Федуловой за четкие, внятные объяснения, помощь в решении Подробнее
Смотреть все отзывы
Популярные контракты
Какой контракт нужен Вам?
Новости
30.04.2024
Компенсации дистанционным работникам за 2023, за 2024 год. Ограничения, лимиты, расчет компенсаций, НДФЛ - что нужно знать? Подробнее
27.04.2024
Cроки подачи декларации 3-НДФЛ за 2023 год Подробнее
Архив новостей

29.06.2022

Особенности КИК за 2021, 2022 годы

При администрировании КИК за отчетные периоды 2021 - 2022 годов Положениями Закона N 67-ФЗ предусматривается временная отмена налоговой ответственности за непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, но следует учитывать следующие факторы.

Положениями Закона N 67-ФЗ[1] предусматривается временная отмена налоговой ответственности за непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК по пункту 1.1 статьи 126 Кодекса, и за непредставление документов при их истребовании налоговым органом по п. 1.1-1 ст 126 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 126 Кодекса указанная ответственность не применяется в отношении документов за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.

Напомним, что непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании (КИК), в срок, установленный п. 5 ст. 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание с контролирующего лица штрафа в размере 500 000 руб., что предусмотрено п. 1.1 ст. 126 НК РФ

Кроме того, на основании п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу документов, истребуемых в соответствии с п. 1 ст. 25.14-1 НК РФ, в срок, установленный п. 2 обозначенной статьи, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание с контролирующего лица штрафа в размере 1 млн руб.

Таким образом, в случае непредставления налогоплательщиком - контролирующим лицом в 2022 и 2023 годах в установленный срок подтверждающих документов, относящихся к уведомлениям о КИК за 2021 и 2022 отчетные периоды, такой налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса.

В недавнем письме[2] ФНС пояснила какие условия позволят применить освобождение от налоговой ответственности:

Положения Закона N 67-ФЗ не отменяют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса, по представлению налогоплательщиками - контролирующими лицами документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК. Соответственно, в случае если у налогоплательщика - контролирующего лица отсутствует возможность представления подтверждающих документов за отчетные периоды 2021 и 2022 года в установленный срок в связи с введенными мерами ограничительного характера иностранными государствами, такой налогоплательщик обязан представить соответствующие пояснения (документы), подтверждающие указанные обстоятельства, в установленный пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса срок.
В последующем при возникновении возможности получения документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, такие налогоплательщики обязаны представить указанные документы в налоговый орган.
В случае, если после получения подтверждающих документов такими налогоплательщиками установлено наличие у них обязанности по уплате налога с прибыли КИК, определенной в порядке статей 25.15 и 309.1 Кодекса, за налоговые периоды 2021 и 2022 года, такие налогоплательщики обязаны незамедлительно представить налоговую декларацию с отражением дохода в виде прибыли КИК по соответствующему налогу, уплатить налог и начисленную пеню.
Пояснения о невозможности представления подтверждающих документов должны быть обоснованы резидентством иностранной организации из перечня стран, осуществляющих меры ограничительного характера в отношении российских лиц.


При выполнении таких условий налогоплательщик-контролируемое лицо не будет привлекаться к ответственности за несвоевременное представление документов[3], за неуплату налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании[4] и за предоставление недостоверных сведений[5].

В случае наличия оснований считать представленные налогоплательщиком пояснения недостоверными территориальный налоговый орган инициирует проверку представленных сведений с учетом анализа открытых источников данных о деятельности КИК и данных автоматического обмена финансовой информацией. В случае необходимости территориальный налоговый орган может рассмотреть целесообразность направления международного запроса в отношении КИК, а также проведения иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика - контролирующего лица.



Резюме: В 2022 и 2023 году в силу действия мер ограничительного характера в отношении российских организаций и ИП, являющихся контролируемыми лицами принято освобождение от налоговой ответственности по возможным штрафам в размере 500 000 и 1 млн рублей. Однако такое освобождение не применяется автоматически. Для его реализации налогоплательщик-контролируемое лицо должен представить в срок обоснованные пояснения, а при появлении возможности незамедлительно задекларировать доход и уплатить налог и пеню.

[1] Пп.4 ст. 1 Федерального закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации";

[2] Письмо ФНС России от 29.04.2022 N ШЮ-4-13/5376@;

[3]пункт 4 статьи 126 Налогового Кодекса РФ;

[4]Статья 129.5 Налогового Кодекса РФ;

[5]пункт 1 статьи 129.6 Налогового Кодекса РФ;

Смотреть все новости