26.08.2011
Налоговая нагрузка на российских автомобилистов может вырастиБремя налогов, лежащее на владельцах автомобилей в России, снова может увеличиться. На этот раз увеличение расходов автолюбителей может произойти за счет реформы транспортного налогообложения. Суть ее состоит в том, чтобы налог, удерживаемый с автомобилистов, шел на целевые нужны - строительство и ремонт дорог. Основной принцип расчета нового транспортного налога - расчет его суммы, исходя из пробега в течение года. Другими словами, налог будет рассчитываться за количество километров, которое проехал автомобилист. Предполагается разработать систему тарифов для разных регионов и типов автомобилей, а отслеживание километража "поручить" системе ГЛОНАСС.
Такова инициатива рабочей группы "транспорт" проекта "Стратегия 2020". Эксперты предлагают значительно увеличить стоимость литра бензина в 2015 году - единовременный рост, по проекту, должен составить около 7-8 рублей в год. На сегодняшний день в Налоговом Кодексе заложено удорожание бензина на 2012-2014гг на 1 рубль ежегодно. Акцизы на бензин, ввод которых и вызовет резкое удорожание, будут направлены на целевые нужды - ремонт и строительство автотрасс. Они же составят часть нового транспортного налога, итоговая сумма которого будет зависеть от годового пробега.
Согласно предварительным расчетам, в среднем автомобилисты будут вынуждены платить примерно на 20 тысяч рублей больше по сравнению с нынешним транспортным сбором. Расходы автомобилистов в крупных российских городах увеличатся ещё более существенно - на 40-45 тысяч рублей ежегодно.
Главная идея инициаторов состоит в том, что транспортный налог будет выше для тех, кто чаще и больше других пользуется российскими дорогами.
Сейчас сборы налогов с автомобилей покрывают лишь около 40% расходов на содержание и ремонт дорожной сети. С введением нового налога автомобилисты будут оплачивать значительную часть расходов, которую сейчас несет государство.
Максим Лякишев, налоговый юрист, отмечая, что идея расчета налога в зависимости от километража и расхода топлива отнюдь не нова, подчеркивает, что экономическая целесообразность такой реформы может быть спорной. Государству невыгодно уменьшать налогооблагаемую базу, и подобные последствия данной инициативы необходимо просчитывать отдельно. По его словам, на сегодняшний день в России самые значительные суммы транспортного налога платят владельцы машин сегмента "люкс" либо относительно немногочисленные владельцы нескольких автомобилей. Он отмечает, что подобная реформа больно ударит, прежде всего, по многочисленному сегменту владельцев недорогих импортных и отечественных автомобилей, а также по тем, чей род деятельности связан с разъездами, например, таксистами или людьми, занимающимися частным извозом. Сегодня они наиболее активно пользуются существующей дорожной инфраструктурой, уплачивая относительно невысокий транспортный налог.